Ирина Кабанова (Irina Kabanova) (66sean99) wrote,
Ирина Кабанова (Irina Kabanova)
66sean99

Category:

Вода, источник и колодец, "Энциклопедия символов".

Источник и колодец в "Энциклопедии символов" Ганса Бидерманна.

Источники.

Источники как святые места известны во многих древних культурах, частично в связи с представлением, что оплодотворяющая вода может не только падать в качестве дождя с неба, но также выходить из земли в качестве "глубинной воды", дарованной подземными божествами. В последнем случае речь идет о горячих или теплых источниках, вода которых оказывает исцеляющее действие благодаря минеральному содержанию.

В таких местах почитали наяд и другие сверхъестественные существа часто в связи с культом божеств исцеления и очищения. Причем на первом плане здесь стоят женские образы, часто в тройственной форме, которые связываются с плодородием, потомством и браком: это имело место у греков, римлян (праздник источника - фонтиналиа), кельтов и германцев.

В Китае и Японии у источников часто строили маленькие святилища. Китайское слово, обозначающее источник (хюан), возможно, составлено из компонентов "чистый" и "вода" и имеет общую основу с понятием "происхождение".

Библия упоминает четыре реки рая, берущие начало из одного благодатного источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения. В Откровении Иоанна Богослова "небесный Иерусалим", как противоположность светопреставлению, является источником жизни в восстанавливающемся раю. В типологии, которая воспринимает ветхозаветное событие как прообраз жизни Иисуса, высекание Моисеем источника из скалы в пустыне становится символом раны в боку у распятого Христа, чья кровь приносит искупление человечеству, а также символом святой крестильной воды.

"Гентский алтарь" (Ван Эйк) изображает небесный источник, который разветвляется на семь рек, соответствующих семи дарам Святого Духа. Разнообразные символические толкования "чудесных источников" содержит средневековый сборник новелл "Геста Романорум" (ок. 1300); здесь, например, говорится об одном источнике в Сицилии, который бесплодных женщин делает способными к деторождению, и о другом, который здорового человека может превратить в бесплодного. "Комментарий. У первого источника мы должны думать о Христе, который делает неплодотворного человека - грешника - плодотворным, чтобы совершать милосердные дела. Другой источник есть дьявол, который действует против этого и часто приводит хорошего человека к плохому концу... В Эпире есть источник, который гасит горящие факелы, а погашенные зажигает. Комментарий. Так гасит Христос горящие факелы, то есть мудрецов этого мира, а погашенных, то есть убогих, которые затерты в этом мире, он воспламеняет".

В символике сновидений источник, часто вблизи дерева, толкуется как однозначно позитивный символ "живой воды". "Где шумят во сне дерево и источник, там сновидец пребывает вблизи надежно защищенной жизни, там источник вечной молодости". (Э. Эппли).

Колодец.


Колодец.

Колодец часто является в рамках картины мира шахтой для входа в подземный мир (сказка о госпоже Метелице) или в "воды глубин", где прячутся таинственные силы. Горожанин нашего времени едва ли может представить себе значимость чистого колодца для деревенской общины в прежние времена.

И исламе колодец, выкладываемый в виде квадрата камнем (кирпичом), явkяется символом рая. На раннехристианских изображениях показан колодец-источник сада-рая, из которого вытекают четыре реки. Здесь обнаруживается животворный элемент вода, и она вводится в символическую связь с крещением и сукровицей, вытекающей из раны в боку распятого на кресте Спасителя. Часто появлялось изображение новозаветной сцены у колодца "Иисус в беседе с самаритянкой".

колодец.
Веронезе (1528–1588) "Христос и самаритянка у колодца".

«Как только самаритянка поняла, что нашла Спасителя, она привела к Нему других, оказавшись более деятельной миссионеркой, чем ученики Иисуса. Они же просто были уверены, что в Самарии нет никаких надежд на успех Христова служения. Они думали о том почетном труде, который предстояло им совершать в будущем, и не видели, что вокруг них уже созрел урожай. Но благодаря усилиям женщины, к которой они отнеслись с презрением, весь город пришел послушать Спасителя».

Вера в целебную силу вытекающей из земли воды коренится в античных и даже доисторических культах источника. Христианство охотно подхватило такие традиции, и возникли места паломничества вокруг связанных с легендами о чудесах источников воды. Их ассоциировали с Девой Марией и часто прежде всего с излечиванием болезней глаз (в смысле родства идей: водное зеркало и глаз как зеркало души).

На уровне нецерковном, светском в легендах сообщалось о "колодце омоложения" (источнике молодости), который якобы помогал старым людям помолодеть (также у индейских племен на юго-востоке США: бимини). У юкатанских майя колодезные шахты в карстовой породе были священными местами, которым приносили жертвы. В сказках и снах, согласно глубинной психологии, колодцы появляются часто как места проникновения в неизвестные миры бессознательного, скрытого и недоступного для будничной жизни, в связи с символическими представлениями об очищающей бане, пить из источников жизни и утолении жажды высшего познания.

Противоположную картину представляет "колодец (кладезь) бездны" в Откровении Иоанна Богослова (9:2), из которого выбивается огонь и сера и в котором заперт на "тысячу лет" побежденный дьявол.

В древнекитайской литературе устанавливается связь "колодца" с эротикой и "праздником небесной любовной пары" на седьмой день седьмого лунного месяца.

Фонтан.


Вода.

Вода - как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из нее, но в то же время она выступает как элемент, средство растворения и утопления. Часто всемирные потопы приходили на смену актам сотворения и уничтожали все формы жизни, неугодные богам.

Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами. В качестве элементарного символа она двойственна: с одной стороны, оживляет и несет плодородие, с другой - таит угрозу потопления и гибели. В воды западных морей каждый вечер погружается Солнце, чтобы ночью обогревать царство мертвых, вследствие чего вода также ассоциируется с потусторонним миром. Часто "подземные воды" связывают в сознании с первобытным хаосом, напротив, падающие с неба дождевые воды - с благодатным оживлением.

Водоворот наглядно изображает трудности и перевороты, спокойно протекающие реки - планомерно текущую жизнь. Заводи (пруды) и полыньи (трясины), а в особенности родниковые озера рассматривались во многих культурах как места обитания духов природы: русалок, водяных, или опасных демонов различного рода, наделенных в то же время мудростью. В этом так же проявляется двойственность воды в символике.

Разновидностью дуалистической системы является христианское священнодействие, когда вино смешивается с водой, благодаря чему к пассивному элементу добавляется "огонь" вина, что указывает на две природы (божественную и человеческую) в личности Иисуса.

Образный символ умеренности на картах тарота передается также через смешивание воды и вина. В христианской иконографии вода играет, впрочем, роль очищающего элемента, который при крещении смывает пятно грехов. В качестве элемента чистоты воду применяли при распознавании ведьм, будучи убежденными, что она не приняла бы в себя закованную в цепи ведьму. При этом испытании лишь безвинный тонет и поэтому вытягивается с помощью веревки, в то время как "чертовы ведьмы" как пробки должны плыть по водной поверхности.

Фонтан.


В религиозных обычаях важна еще не смешанная с елеем вода, равным образом как и освященная в определенные праздничные дни "святая вода", которую верующие приносят в жилища, чтобы устроить маленькую кропильницу над дверным порогом. Практиковалось крестное знамение смоченными пальцами, причем существовал обычай разбрызгивания нескольких капель в помещении. Упавшие на землю капли такой воды, согласно широко распространенному народному поверью, должны помогать "бедным душам в чистилище", смягчая жар очищающего пламени.

Чуждым европейской образной системе было представление майя на Юкатане (Центральная Америка) о потустороннем мире как водном царстве, о чем можно заключить по изображениям на разрисованных глиняных сосудах. У ацтеков рай назывался именем бога дождя Тлалока "тлалокан" и изображался в сущности радостным местом в сравнении с подземным миром "миктланом", где поселялись после смерти обычные смертные.

В принятом в Центральной Америке двадцатидневном календаре девятым дневным знаком была вода как символ изобильного дождя. Ему приписывалось значение "болезни, лихорадки (жара)", и знак считался несчастливым. Этот дневной знак изображался в виде голубоватого, разветвляющегося водного потока с волнистой каймой. Он принадлежал также мексиканскому иероглифу войны, который можно перевести как "вода-огонь", причем борьба обоих элементов отчетливо подчеркивала напряженность этой дуалистической системы.

Широко распространенным является почитание той воды, которая пробивается прямо из глубины земли как подарок подземных богов, особенно если она горячая (термальная вода) или оказывает благотворное воздействие благодаря содержанию минералов. Большинство культовых гротов людей ледникового периода на Пиренеях были расположены по соседству с такими источниками, и их почитание продолжалось в античности, о чем свидетельствуют жертвенные дары.

Почитание священных источников было принято у кельтов, так как считалось, что их воды находятся в связи с жертвенными дарами Матери-Земли (например, богиню Сулис при термальном источнике Бат в Англии). Обячай бросать монеты в источник (колодец, фонтан), очевидно, - отголосок символической жертвы водяным божествам, которым приписывалась способность исполнять желания в смысловом поле представлений: вола - земля - плодородие - счастье - богатство.

Фонтан.


В культовопочитаемых источниках поклонялись нимфам - воплощениям желанного благодатного воздействия. Представление о том, что ритуальноосвященная вода может сообщать, причем одновременно оказывает очищающее и плодоносящее воздействие, что выражается в религиозном обряде, не ограничивается Европой, но имеет место и во внеевропейских культах, например в парсизме.

В Индонезии впавшие в транс танцоры окропляются священной водой, для того чтобы вернуться в реальность. Очищающее воздействие в символическом смысле имела вода и в позднеантичном культе Исиды. При обряде крещения в христианстве освященная вода смывает с крещаемого тяготеющий над ним первородный грех и содействует "новому рождению".

В Древней Мексике существует имеющий подобный смысл ритуал омовения новорожденного; повивальная бабка молила, чтобы вода устранила все зло, которое дитя унаследовало от родителей.

Ритуальные купания известны, впрочем, во многих древних культурах, и они преследовали не только гигиенические цели, но и очищали в символическом смысле. К уже упомянутым можно добавить искусственные купальные пруды, обнаруженные на местах развалин доарийской культуры. Мохеджо-Даро, индуистское купание в Ганге, "очищающие омовения" в критском Кноссе, очищающие купания перед началом элевсинских мистерий, наконец, сходные символические действия в позднегреческих культурах ("Для наюожного может быть достаточно одной капли, а злого весь океан со всеми своими потоками не может дочиста отмыть").

В Древней Мексике также было известно символическое очищающее купание: царь и верховный жрец священного города Толлан имел обыкновение в полночь устраивать ритуальное купание, и в городе Теночтитлан находились три священных места купания. Во время праздника Шочикецаль весь народ должен был рано утром купаться, и кто отказывался это делать, в наказание получал кожные и венерические заболевания.




Ритуальные омовения в исламе принадлежат к числу важных религиозных требований; лишь там, где вода отсутствует (в пустыне), можно было для тех же целей использовать чистый песок. Хотя подробное описание соответствующих ритуалов (безусловно символических) в указанных культах не является задачей символоведения, следует все-таки упомянуть некоторые европейско-античные представления. Согласно им, купание в проточной воде и прежде всего в волнующейся морской воде удаляет прочь все злокозненные чары.

Во время заклинаний хтонических (подземных) богов и демонов использовали воду источников и, напротив, для обращения к небесным богам использовали дождевую воду. Росяная вода, уоторая конденсируется на злаковых стеблях, является, по Плинию, "истинным лекарством, даром небес для лечения глаз, язв и внутренностей". Она появляется, согласно античным представлениям, из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эрос. В христианской символике она сравнивается со струящейся вниз с неба божественной благодатью.

Для алхимических операций также была нужна небесная роса, собранная платками, как это изображалось в "Немой книге" 1677 г. Речь здесь идет о проявлении скрыто обозначенного летучего элемента ртути; особенно часто упоминалась роса как растворитель "насыщенной соли природы", при этом народные верования и аллегория едва различались. В глубинно-психологической символике элементу вода, которая хотя и жизненно необходима, но не питает, приписывается большое значение как животворящей (дети появляются из влаги) и сохраняющей жизнь. Это основополагающий символ всякой бессознательной энергии, однако представляющей опясность, если (например, в снах) наводнение превышает разумные границы.

Напротив, символическая картина становится благоприятной и полезной, если вода (в качестве пруда, реки, а также сдерживаемого своими берегами моря) остается на своем месте, и поэтому выступает, как во многих сказках, в качестве истинной "живой воды".


Фонтан.
Испания, Севилья. Барочная колонна-фонтан.

Tags: legends, история
Subscribe

Posts from This Journal “legends” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments