Ирина Кабанова (Irina Kabanova) (66sean99) wrote,
Ирина Кабанова (Irina Kabanova)
66sean99

Category:

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». Рецензии. Часть 10.

«Пираты Карибского Моря: Мертвецы не рассказывают сказки»: карамба!
Кирилл Илюхин, 26 мая 2017 года.
Источник: Weburg


Где-то во мрачных бухтах острова Disney с утра до ночи шепчутся лихого вида моряки. Не потонули ли «Пираты Карибского моря»? Что делать с ненавидимым многими капитаном Джонни? Какой курс брать, если по морям плавают беспощадные критики Его Величества? Вопросы рождают споры, споры — драки, а из драк не всегда удается выудить хоть крупицу истины, лишь синяки да шишки.

Сначала борт «Пиратов» покинул Гор Вербински, и тогда с кораблем случились «На странных берегах», ну а следом репутация Джонни Деппа и вовсе пошла на дно вместе с карьерой. Вот тогда за штурвал пиратского корабля встали постановщики малобюджетного фильма-путешествия «Кон-тики» и постарались направить судно на верный курс. И, быть может, они выбрали слишком смелый для себя маршрут.

Многие считают, что приключенческим фильмам сюжет без надобности. Отчасти это утверждение верно, и сюжет действительно во многих проектах жанра используется только затем, чтобы герои не сидели на месте. Но иногда подобное воспринимают слишком буквально. Тогда сценарист берет и забывает о связи событий, забывает о последовательности, логике и массе необходимых вещей. В этом, собственно, заключается основная проблема пятых «Пиратов» — события здесь идут порой вопреки всякому смыслу.

Предположительно, сюжет фильма писался, отталкиваясь от набора заранее придуманных сцен: вот у нас есть несколько смешных столкновений, ситуаций, шуток, у нас есть побег с места казни, ограбление банка, свадьба Джека Воробья, морское сражение и корабль-призрак, который «ест другие корабли». Как сценаристы это связывают? Никак. Главные герои кочуют из одной сцены в другую, просто потому, что так получается, а не потому, что это логично.

Для этого сюжет был максимально упрощен: Джек Воробей ищет артефакт, чтобы от него отстали призраки тех, кого он убил, сын Уилла Тернера ищет этот же самый артефакт, чтобы снять проклятье с отца, девушка-ученый Карина ищет этот же самый артефакт, чтобы исполнить мечту отца. По Случайной Случайности все они оказываются в одном городе, по Случайной Случайности они все там сталкиваются, по Случайной Случайности спасают друг друга и вместе отправляются в путешествие, где таких вот случайностей становится только больше.








Случайный Барбосса, у которого случайно находятся пророчица, рассказывающая, как выйти из его проблем, и волшебный клинок, которым можно восстановить Черную Жемчужину. А еще он случайно сталкивается с совершенно случайно спасенным из морского плена мертвым капитаном Салазаром, который провожает его до цели. Количество совпадений и чудесных спасений иногда просто взрывает мозг.

Второе, что не радует в картине, — это оба новых главных героя. Генри Тернер и Карина Смит сделаны как аналоги Уилла и Элизабет, но уступают своим предшественникам, с трудом дотягивая до них по харизме. Я сказал «дотягивая»? Простите, это неправда, даже не близко. Хорошо, что в фильме есть Джонни Депп, Джеффри Раш и Хавьер Бардем — эти вполне справляются как с юмористической частью, так и с драматической. И пусть герой Бардема, капитан-призрак Салазар, и не самый оригинальный злодей «Пиратов», с довольно простой мотивацией и слишком прямым путем к реализации мести, все же он достаточно харизматичен и визуально необычен, чтобы наслаждаться его присутствием.

А еще помимо героев, здесь, как всегда, будет море специальных эффектов, будут отсылки, будут пародии, будет даже пародия на пародию «Саперфорсаж», будет вагон легкого пошлого юмора, будут мертво-живые акулы, мертво-живые чайки, мертво-живые пираты (не путать со скелетами и демонами) и огромное количество магии. По сравнению с четвертым фильмом, у пятого бешеная динамика повествования, никаких затянутых моментов, и отсутствие сценария, как ни странно, идет этому аспекту на пользу. После того, как закончилась одна зрелищная или смешная сцена, за ней сразу идет другая. Без связи, да, но и без провисаний и ненужных соплей, коими был заполнен весь предыдущий фильм под завязку.

Кроме шуток, для подобного фильма это достоинство, которое искупает огромный ворох недостатков. Зритель идет за смешным приключенческим зрелищем — зритель в полной мере его получает, без остановок, без перекуров, без выжиманий слез и притянутых за уши любовных линий. Большое, концентрированное зрелище для выключенных мозгов, но широко раскрытых глаз и развешанных ушей.

Увы, не для каждого зрителя пройдет подобный фокус. Примитивность повествования уже не поправить, но хотя бы многие сюжетные линии предыдущих фильмов были закрыты, и Disney вполне может поставить эту серию на якорь, она плавала на волнах кинотеатров четырнадцать лет, что уже вполне достаточно. Впрочем, нас Disney слушать точно не будет и вполне может клепать продолжения, пусть и оставив большинство своих героев в прошлом. Придется капитану Воробью тащить на себе всю пиратскую шхуну в одиночку, так как в жизни, в отличие от пятого фильма, чудес не бывает, а случайности неслучайны.

Итоговый вердикт
Лучше ли оно предыдущего фильма? Вполне. Лучше ли оно первой трилогии? Тут уж кому как. Если вы способны проигнорировать написанную задней пяткой историю, то будете в восторге от новых приключений Джека Воробья. Если нет, то, простите, но данный фильм совсем не про вас.







«Пираты Карибского моря-5»: Депп против зомби Бардема.
Антон Долин посмотрел новых «Пиратов» и рассказывает, почему мы их снова ждем (несмотря ни на что).

Антон Долин, 28 апреля 2017 года.
Источник: Meduza


«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — пятая часть одной из самых успешных франшиз в истории кино. В главной роли — капитана Джека Воробья — по-прежнему Джонни Депп, а антагониста впервые в «Пиратах» играет Хавьер Бардем. Мировая премьера фильма состоялась 11 мая, российская — 25 мая. По просьбе «Медузы» кинокритик Антон Долин, посмотревший картину, рассказывает о новых «Пиратах» и феномене франшизы, ставшей культовой.

У каждого критика есть ахиллесова пята. Моя — «Пираты Карибского моря». Я смотрел все пять фильмов — на большом экране, в идеальном качестве. Каждый раз боролся в себе то с возмущением, то со сном. И с трудом потом мог собрать мысли. Разумеется, чего проще, чем припечатать? «Плохое кино», и все тут. Сценарий не годится, актеры скверно играют. Но сказать так — это сбежать от проблемы. Ведь «Пираты Карибского моря» сенсационно успешны и обожаемы аудиторией, в том числе самой тонкой: детьми. Они породили настоящий культ, который невозможно объяснить удачным маркетингом; вошли в фольклор. Ни одному «пиратскому» фильму, основанному на оригинальном сценарии («Острова сокровищ» и «Одиссея капитана Блада» не в счет, хотя и там цифры несопоставимы с завоеваниями «Пиратов»), таких высот достичь не удавалось. А «Пираты» Романа Полански, концептуально предсказавшие франшизу Джерри Брукхаймера еще в 1986-м, и вовсе провалились с треском. Поэтому просто изругать фильм — недостаточно. Да и бессмысленно. Интереснее попробовать понять: «почему?»

Например, попытка исследовать сходства и различия новой серии со всеми старыми обречена на крах. Допустим, в центре сюжета долгое время были влюбленные герои Орландо Блума и Киры Найтли. Потом они исчезли, но популярность «Пиратов» не пострадала; кажется, мало кто заметил пропажу. В четвертой серии — новая романтическая линия, в пятой — еще одна. Хотя Блум и Найтли опять появляются на горизонте. А могли бы не появляться, разницы никакой. Или режиссеры: первые три серии казались творением Гора Вербинского, потом его сменил Роб Маршалл. Долго и красиво рассуждал о близости авантюрного жанра мюзиклу (в котором автор «Чикаго» искушен), но заметить на экране какие-либо стилистические изменения было невозможно. Теперь во главе — два норвежца, Эспен Сандберг и Хоаким Роннинг, создатели замечательного «Кон-Тики». Однако сдержанно реалистический стиль той их картины не наложил решительно никакого отпечатка на пятых «Пиратов»: здесь тот же суетливый карнавал. Менялись сценаристы, композиторы и операторы. И ничего не менялось.





- А ну, поднажмем! Давай-ка, ещё!
- Все, хватит. Я за Кариной.
- Ты бросишь меня ради институтки в кружевах?
- Да!
- Все вы мужики одинаковые.


Любые рецензии на пятых «Пиратов», получивших многозначительный подзаголовок «Мертвецы не рассказывают сказки», обязательно будут строиться на разборе новых персонажей. Но ведь пара Генри Тернера и Карины Смит (даже имена будто специально так придуманы, чтобы не запоминаться), сыгранных Брентоном Туэйтесом и Каей Скоделарио, в точности воспроизводит модель отношений Уилла Тернера и Элизабет Суон из предыдущих серий. А фактурный, не поспоришь, Хавьер Бардем в роли демонического капитана-зомби Салазара логично продолжает линию других антагонистов — тоже капитанов и тоже или проклятых, или мертвых. Трезубец Посейдона — очередной абсурдный артефакт (такой есть в каждой серии), за которым все беспорядочно гоняются, чтобы к финалу, от греха подальше, как-нибудь его уничтожить.

Эта утомительная беготня — не что иное, как отвлечение внимания от единственного по-настоящему уникального и новаторского элемента франшизы. Чем дальше, тем больше очевидно: «Пираты Карибского моря» состоялись благодаря ему и никогда не могли бы состояться без. Это Джек Воробей, он же Джонни Депп, который окончательно перестал быть просто американским киноактером (сколь угодно популярным), сросшись и совпав с маской. Джек Воробей, Джек Воробей, Джек Воробей. Остальные переменные неважны.

Безусловно, это редкая удача — такое совпадение актерской органики и внешних данных с придуманным персонажем, что почти невозможно найти разделительную полосу, границу между вымыслом и реальностью: посмотрите сегодня «Эда Вуда», «Сонную Лощину», «Сны Аризоны» или даже «Мертвеца», и непременно в каком-то повороте головы, взгляде, слове, движении вы узнаете Воробья. Но не только же в этом дело.

Джек Воробей не герой и даже не антигерой, что совершенно необычно для простой и, как правило, наглядной бинарной системы Голливуда. Он трикстер: морально неоднозначный плут и обманщик. Одиссей, Рейнеке-лис, Панург, Остап Бендер или Швейк — его ближайшая родня. В любой ситуации ему удается ускользнуть от нашего (или высшего) суда. Он лжет, предает, фанфаронит, но мы продолжаем его любить. Каким мы чаще всего представляем себе Джека Воробья, в каком кадре? Правильно: он непременно бежит. Как правило, не преследует кого-либо, а убегает. Ускользающий персонаж, он зовет нас бежать вместе с ним, не отставать. И сами «Пираты Карибского моря» движутся на такой скорости, что мы не успеваем задуматься, почему мы вообще это смотрим.

От чего спасается Джек? Кажется, будто ответов тысячи. На самом деле, ответ лишь один. Он бежит от смерти. И даже умирает несколько раз за эту эпопею, но воскресает вновь, чудом. Приходится верить: он такой быстрый и юркий, что смог убежать и от Костлявой, увернуться от ее косы. Поэтому в «Пиратах Карибского моря» так педалируется лейтмотив смерти (что нетривиально для семейного, в общем, блокбастера), так много живых, но не умирающих трупов, постоянно плывущих вокруг света на «Летучем Голландце». И на каждом плакате, как на пиратском флаге, череп с костями. Джек Воробей — единственный победитель в этом царстве смерти. Как после этого удивляться тому почти сакральному восторгу, с каким Джонни Деппа в обличии его героя встречали больные раком дети, когда он навещал их в больнице.

Еще один навязчивый лейтмотив эпопеи — поиск сбежавших или исчезнувших по иным причинам родителей. Особенно отцов. Гимн инфантилизму, «Пираты Карибского моря» — картина о нежелании взрослеть (признание себя родителем — первый шаг к старости и смерти); тут и вспомнишь, что вырос-то фильм из одноименного аттракциона в «Диснейленде», а один из его первоисточников — «Питер Пэн» Джеймса Барри. Кстати, отец Джека Воробья сыгран гитаристом Rolling Stones Китом Ричардсом, а этот человек — еще одно чудо: морщинистый мальчик, обманувший время и полвека кряду скачущий по сцене под незатейливые аккорды, что чаруют весь мир. Воробьиная кровь чувствуется.

Судьба литературного или кинематографического героя ведет его от рождения к закономерному финалу — через перипетии и приключения, кульминацию и катарсис. Но трикстер не поддается времени и смерти: вспомните Тиля Уленшпигеля. Его удел — бессмертие, его крутая траектория закольцована, у нее нет и не может быть точки назначения. И никакой эволюции личности тоже, само собой. Маршрут Джека Воробья — кольцевая линия, как рельсы в диснейлендовском аттракционе. Поэтому в «Пиратах Карибского моря», о какой бы серии мы ни говорили, всегда происходит одно и то же, но публике это не надоедает. Не жалуется она и на то, что в фильме есть всего один живой, настоящий герой. Ведь Джек Воробей — это и есть я, путешествующий по аттракциону на игрушечной лодке. А колоритные фигуры вокруг — раскрашенные механизмы для его (моего) развлечения, не более. Имитация свободы от морали и выбора; иллюзия бессмертия; неостановимое движение; бег по кругу… и волшебный шанс ускользнуть от смерти. Что может быть привлекательнее?

Так что франшизе ничто не угрожает. «Пираты Карибского моря» пребудут вечно, пока Джонни Деппу не надоест костюм и грим Джека Воробья, а также его гонорары.























Форсаж Карибского моря.

Иван Родин, 26 мая 2017 года.
Источник: MIRUMAXIMUM


В 2003 году случился настоящий бум «Пиратов Карибского моря». Созданный под руководством продюсера Джерри Брукхаймера и режиссёра Гора Вербински фильм «Проклятие чёрной жемчужины» не только доказал, что далеко не все картины про пиратов и водные приключения проваливаются, но и то, что если грамотно, аккуратно и с душой подойти к делу, то те же похождения морских разбойников смогут возродить зрительский интерес к приключенческому фэнтези и даже стать новым культом. В случае с Брукхаймером и Вербински произошло не чудо, а правильный подбор компонентов: «Жемчужина» объединяла в себе адвенчер-элементы «Индианы Джонса», яркие характеры персонажей вестернов Серджио Леоне и дух легендарного диснейлэндовского аттракциона «Pirates of the Caribbean», под впечатлением от которого и возникла идея картины. Капитан Джек Воробей в исполнении Джонни Деппа завоевал сердца зрителей, превратившись в новую икону массового кино, а также показал, что по-настоящему талантливых актёров могут номинировать на различные награды и за роли экшн-героев (тому доказательство номинации на премии «Оскар», «BAFTA», «Золотой глобус» и признание Деппа коллегами наградой Гильдии киноактеров).

После подобного оглушительного успеха грех не снять масштабное продолжение с использованием всё тех же приятных качеств первого фильма франшизы и с замечательными нововведениями. «Сундук мертвеца», несмотря на прохладную критику, в простонародье всё равно считается одним из лучших блокбастерных сиквелов вообще, поскольку в нём было огромное количество врезающихся в память сцен, множество креативных решений и концептов. За создание образа Дэйви Джонса и команды «Летучего Голландца» фильм был отмечен всеми возможными призами и наградами в области спецэффектов (даже для вполне прогрессивного 2006 года это визуальное потрясение).

«На краю света» же страдает многими проблемами, включая жуткую затянутость (личное восприятие автора, прошу не судить строго) и наличием у зрителя бесконечных вопросов по сюжету. Но, честно говоря, на всё это становится плевать, как только ты приходишь к воспоминаниям и ностальгии по 2007-му году (у нашего автора Артёма Кузовенко вышел прекраснейший текст на данную тему). Тогда лента казалась практически идеальным экспириенсом, а сейчас стала своего рода «отпечатком счастливого времени». Как и финальная глава, третья часть, конечно же, для некоторых сработала на ура и мало кто видел смысл продолжать вполне законченную историю.

Продолжили, но без Гора Вербински. В режиссёрское кресло четвёртой серии сел Роб Маршалл, до этого поставивший «Чикаго» и «Мемуары гейши». Вот тут-то (пускай в предыдущей части и было эпичное завершение пиратской саги) должно было получиться нечто стильное и нетипичное для франшизы. Ан нет, «Странные берега» наоборот оказались блеклым и местами очень посредственным фильмом, где крайне трудно выделить цепляющие элементы. Понятия «скучно» и «неинтересно» уже заезжены, но по отношению к «Берегам» их невозможно не употребить. Фактически создатели дискредитировали франшизу без Вербински.







- Начнем сначала. Можно мне карту?
- Нельзы. Пока её не существует.
- Точно, ведьма!
- Да нет же, астроном.
- А, ослов разводит.
- Что? Нет, астроном созерцает небеса.
- Что, верхом на осле?
- Нет, никаких ослов.
- Тогда как ты их разводишь?
- Предельно упростим задачку. Гони мне карту, не то я убью... его. Да, да, его.
- Убивай. Ты блефуешь.
- А ты - краснеешь... За борт его.


Пятых «Пиратов» ждали без особого трепета. Желание посмотреть отбивалось ужасной рекламной кампанией с безвкусными постерами и мутными трейлерами, намекающими на якобы низкое качество грядущей ленты. Не внушало доверие и участие режиссёрского дуэта норвегов Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга, ведь за их плечами только одна удачная полнометражная работа «Кон-Тики». Вдобавок, была большая вероятность, что их попытки скреативить могли бы быть отвергнуты Джерри Брукхаймером и боссами Диснея. Да и вообще, франшиза по своей сути уже заржавела и села на мель. Какой же всё-таки получился неожиданный итог.

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — это два фильма в одном, где первая половина представляет собой удачную попытку частично реконструировать атмосферу первой части за счёт комбинации приятного юмора и приключенческой составляющей, а вторая, как бы поставленная в сравнение первому часу, настолько безбашенный триумф безвкусицы и глупых ходов, что смех буквально не остановить.

Первый час невольно можно назвать лёгкой версией «Пробуждения силы» Абрамса: вот старый герой, вот юнец, исполняющий функцию того старого героя из оригинального фильма, вот сюжетные мотивы оригинала и так далее. Это тонкое выполнение функции «лёгкой перезагрузки» (именно так Орландо Блум назвал пятую часть), которое портится лишь двумя аспектами — Кариной Смит и Генри Тёрнером, новыми главными героями. Они играют те же роли влюбленных, отведённых Элизабет Суонн и Уиллу Тёрнеру. Они попросту не обладают нужными качествами и не вызывают сопереживания со стороны аудитории. Слишком уж они диснеевские. Их любовная линия преподносится как-то слишком небрежно, поэтому и нет отдачи. Но даже Смит и Тёрнер не портят впечатление от первой половины.

В первом часе зрителя ждёт динамичное приключение в духе первых фильмов из серии «Пиратов Карибского моря» с достойным юмором, заставляющим расслабиться, а также лютым Деппом. Да, он пятый раз играет Капитана Джека Воробья. Да, он в последнее время стал заложником этого образа. Да, он многих этим раздражает. Но в Деппе, чёрт возьми, до сих пор полыхает огонь и видно, что он кайфует, когда играет своего любимого героя.

Второй час же превратил хорошее приключенческое фэнтези в комедию из разряда «настолько плохо, что даже хорошо». Мы с вами, конечно же, любим «Пиратов» за их игру с логикой и сценарные выходки, а когда эти выходки вызывают смех и восхищение, то это тем более бесценно. После (спойлер!) трагической смерти близкого человека одной героини, один персонаж не побоится спросить её непринуждённым и спокойным голосом: «У тебя всё хорошо?». Стоит вспомнить и то безумие, которое начинается, когда герои используют сюжетный макгаффин, или же когда двухминутная сцена с атакой акул трансформируется в настоящий «Шаркнадо». Сразу возникли ассоциации с последними частями «Форсажа»: там полно подобного бреда, от которого нужно получать удовольствие. Столько всего нелогичного, но при этом не вызывающего чувства отторжения.

Опасения по поводу Роннинга и Сандберга не подтвердились. Наверное это те режиссёры, которые ранее смотрели и даже испытывали фанатские чувства к оригинальным фильмам Вербински и решили под благословление Брукхаймера отдать дань уважения первым «Пиратам Карибского моря». Однако, сделали они это в форме полупровокационной, без новаторских идей, поразительных концепций, но с дико странным сценарием, с хорошей постановкой первой половины, с абсолютной развязностью во втором часу и с Хавьером Бардемом в роли мстителя (Салазар, кстати, довольно типичный злодей).

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — это далеко не идеальный, местами паршивый, но в тоже время очень приятный и воодушевляющий аттракцион. Постыдное удовольствие? Возможно. Но только после просмотра вы вряд ли пожалеете об увиденном, если, конечно же, расслабитесь и не будете воспринимать всё слишком серьёзно.






Tags: #deadmentellnotales, #pirates5, #piratesofthecaribbean, #potc5, #Пираты5, #ПиратыКарибскогоМоря, #ПиратыКарибскогоМоря5, dead men tell no tales, pirates of the caribbean, ПКМ 5, рецензии, рецензии ПКМ 5
Subscribe

Posts from This Journal “рецензии ПКМ 5” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments