Ирина Кабанова (Irina Kabanova) (66sean99) wrote,
Ирина Кабанова (Irina Kabanova)
66sean99

Categories:

Почта Нептуна. Часть 1.

Почта Нептуна
(Из истории 'бутылочной почты').

Лев Скрягин.

Почта Нептуна. Часть 2. >>

Среди множества видов почтовых отправлений существует один не совсем обычный - отправка письма по воде в бутылке, так называемый способ "бутылочной почты".

Говорят, что ее изобретателем был некий ученый грек, живший на берегах Средиземного моря лет за 300 до нашей эры. Чтобы доказать людям свое предположение, что вода в Средиземное море поступает из Атлантического океана, он бросил за Гибралтаром в океан несколько пустых запечатанных сосудов с записками. Один из них через три месяца нашли на берегу острова Сицилия.

Дошедший до нас из глубины веков этот способ почтового отправления надежно служит людям и поныне. Помимо ученых-океанологов, метеорологов и ихтиологов, изучающих морские течения, им пользуются иногда как средством передачи сообщений.

Обычай бросать в море бутылку с вложенной в нее запиской, рассказывающей о гибели судна или о судьбе потерпевших кораблекрушение, возник очень давно (во всяком случае вместе с изобретением стеклянной бутылки). К "почте Нептуна" прибегали в тех случаях, когда не оставалось никаких других средств сообщить о разыгравшейся на море трагедии.

Время от времени радио, телеграф и пресса оповещают человечество о сенсационных находках писем, завещаний, свидетельств и сообщений, обнаруженных в бутылках, которые находят на берегу или в море.

В этой статье и рассказывается о таких находках и невероятных на первый взгляд путях и судьбах "стеклянных почтальонов Нептуна".





1. "Если кто найдет эту бутылку..."

Майским утром 1560 г. в Ла-Манше, под белыми утесами Дувра, английский рыбак выловил сетью засмоленную бутылку. Удивленный столь необычным даром моря, он разбил ее и через три дня поплатился за это жизнью. В разбитом сосуде содержался пергамент, адресованный королеве Англии Елизавете I. Пергамент с незадачливым рыбаком и осколками бутылки доставили под стражей в Лондон ко двору ее величества. В послании, которое оказалось доносом королевского шпиона, сообщалось, что голландские купцы высадились на островах Новая Земля, принадлежавших России. Королева была немало озадачена. Еще бы! Ведь за 7 лет до этого ее посланник Ричард Ченслор 24 августа 1553 г. на корабле "Эдуард - Благое Предприятие" вошел в устье Северной Двины, после чего по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву, где получил большие торговые привилегии. И в то время, когда английская королева с нетерпением ожидала возвращения из Северного Ледовитого океана торговой экспедиции своего второго посланника - Стивена Барроу, какой-то рыбак раньше ее узнает о вторжении в русские земли ненавистных ей голландцев. Королева приказала повесить рыбака, а по всей стране объявить, что впредь такая же участь будет ждать каждого британца, который осмелится разбить выловленную в море или найденную на берегу запечатанную бутылку. Видимо, восхищенная способом, каким ее агент переправил послание, Елизавета I учредила при дворе должность "откупорщика океанских бутылок", в обязанность которого вменила сбор выброшенных морем на берега королевства бутылок, откупорку их и доставку ко двору найденных в нем писем.

Первым "откупорщиком океанских бутылок" в Англии стал лорд Томас Тонфилд. Под страхом смертной казни любая найденная в море или на берегу бутылка, содержавшая письмо, доставлялась "королевскому откупорщику". Известно, что за первый год своей службы он извлек из "морских бутылок" 52 письма. Говорят, что, когда он являлся к королеве с очередным докладом о находке, она неизменно спрашивала: "Ну, что пишет Нам Нептун?"

Должность "откупорщика океанских бутылок" существовала при английском дворе два с половиной века. При этом имел силу и закон о смертной казни для тех, кто осмеливался из любопытства разбить "стеклянного почтальона". Лишь в самом конце XVIII в. во времена Георга III парламент отменил этот нелепый закон и странную должность. Однако с тех пор, в силу традиций, англичане относятся к найденным морским бутылкам с большим вниманием и даже, можно сказать, с почтением. В Англии, которая, как известно, островное государство и где почти каждая семья имеет непосредственное отношение к морю и кораблям, "бутылочная почта" пользуется особой популярностью. Англичане во всяком случае верят и знают, что "почта Нептуна" не только атрибут определенного литературного жанра, но и вполне реальная действительность. Этот дошедший до нас из глубины веков не совсем обычный способ почтового отправления широко применяется и в наши дни, имея немало приверженцев во многих морских странах мира.

История мореплавания знает сотни случаев, когда выловленные из воды или найденные на берегу бутылки приносили очень ценные и важные вести о судне и его экипаже. Сообщения, найденные в них, не раз оказывались единственными сведениями, проливающими свет на загадочное исчезновение того или иного судна. "Почта Нептуна" помогла заполнить сотни пустых страниц в мировой летописи морских катастроф.

До сих пор в бутылках, находимых в море, попадаются сообщения о катастрофах и преступлениях, совершенных вдали от цивилизованного мира. На доставку этих мрачных депеш Нептуну иногда требовались столетия. Вот один пример.

В марте 1957 г. на северном берегу острова Ямайки нашли бутылку, из которой извлекли ветхую, потемневшую от времени старинную морскую карту с едва различимой надписью. Не без труда удалось разобрать текст на английском языке:

"Июль 1750 года. "Бретрен оф Кост" горит в середине Атлантики. Напрасна надежда на спасение кого-либо из экипажа, кроме двенадцати, захвативших шлюпку. Моей матери Элизабет из Лондондери: не плачь обо мне. Моему духовному отцу Томасу Драйдену: позаботьтесь о матери и о моих младших сестрах. Стыдно смотреть вокруг. Смелые оказались негодяями, и плач их, похожий на плач младенцев, наполняет воздух. Чудовища морских глубин ожидают тех из нас, кто осмелится спасаться вплавь. Мы в сотнях миль от берегов. Мой капитан безуспешно пытается поддержать порядок. Я ожидаю смерти молча. Всевышний да наградит нашедшего это письмо. Пожалуйста, передайте..." Далее текст неразборчив.




Как и люди, корабли уходят из жизни разными путями. Их естественная смерть - разборка на дрова или металлолом. Таков удел большинства построенных и отплававших свой век судов. Подобно людям, которые их создали, корабли нередко становятся жертвой роковых обстоятельств - морской стихии, войны, злого умысла, ошибок людей, которые управляют ими. Хотя координаты места гибели большинства из погибших судов известны, в мировой летописи кораблекрушений есть тысячи незаполненных страниц. И только благодаря "бутылочной почте" удалось разгадать тайну таких судов. Вот несколько примеров.

12 марта 1841 г. парусно-колесный пароход "Президент", принадлежавший известной в свое время фирме "Бритиш энд Америкэн Стим Навигейшн компани", имея на борту 136 пассажиров и команду, направился из Англии в Америку. В порт назначения "Президент" не пришел, и в течение 8 месяцев о судне, как говорится, не было ни слуху, ни духу. Но в конце года в океане подобрали плававшую бутылку. Содержащаяся в ней записка рассказала, что пароход "Президент", попав в сильный шторм, начал тонуть и что очень немногим удалось найти спасение в шлюпках. Вероятно, эта записка была написана одним из очевидцев катастрофы, находившихся в одной из шлюпок парохода, которая погибла позже.

В большинстве случаев записки о кораблекрушениях, извлекаемые из бутылок, очень лаконичны. Это естественно: у людей, спешащих поведать миру о происходящей трагедии, нет времени на подробные описания.

Зимой 1846 г. на северном побережье Франции в дюнах нашли бутылку с запиской такого содержания: "Этим удостоверяется, что бриг "Райдайолс" из Аберистунта (капитан Эндрю Риддел) затонул среди льдов 10 мая 1846 г. на широте 47° 30' северной и долготе 46°30' западной".

В конце того же года на восточном побережье Ирландии в бутылке обнаружили такую записку: "Бриг "Спрей", 4 апреля 1846 года. В трюме 6 футов воды. Считаем, что скоро все погибнем, если не подойдет помощь. Мы около островов Скеррис. Капитан погиб два дня назад. Помощник умер от желтой лихорадки примерно неделю назад. Подписал Джон Иго, матрос".

Почти столетие ничего не знали о судьбе большого американского пассажирского парохода "Пасифик". Это судно в 1851 г., следуя из Нью-Йорка в Ливерпуль, побило рекорд скорости плавания через Северную Атлантику, завершив рейс за 9 дней 20 часов и 26 минут. Получив приз скорости, "Голубая Лента Атлантики" - "Пасифик" стал одним из самых популярных пароходов в Америке. Но вот 23 сентября 1856 г. он, приняв на борт около 200 пассажиров и команду, вышел в очередное плавание из Ливерпуля. В порт назначения Нью-Йорк пароход не пришел... И никто никогда не узнал бы о его судьбе, если бы не "почта Нептуна". В 1954 г. моряки службы береговой охраны США случайно нашли в дюнах бутылку. В ней обнаружили завещание на английском языке, написанное одной из пассажирок злополучного "Пасифика" почти за век до этого. Завещая дочери все свое состояние в Сан-Франциско, ее мать упомянула, что их пароход тонет близ мыса Флэттери.

В ноябре 1879 г. из Портсмута в дальнее плавание вышел учебный корабль Королевского флота "Аталанта". Это был старый деревянный фрегат, много лет прослуживший в составе британского военного флота под названием "Юно", который потом превратили в плавучую тюрьму. Но поскольку на 34-й год службы его дубовый набор и обшивка были в хорошем состоянии, лорды Адмиралтейства решили превратить "старика" в учебное судно. Его отремонтировали, поставили новые мачты и паруса. После пробного плавания командир корабля, ветеран парусного флота Стирлинг, заметил лордам Адмиралтейства, что парусное вооружение фрегата рассчитано неправильно, из-за чего судно очень валко и имеет слишком большую амплитуду бортовой качки. Но это предупреждение осталось, как говорится, "гласом вопиющего в пустыне", и корабль вышел в свое последнее плавание. "Аталанта" обогнула Испанию, подошла к Золотому берегу в Африке, потом пересекла Атлантику, посетила остров Барбадос, зашла в Галифакс, потом спустилась к югу и 13 января 1880 г. от Бермудских островов взяла курс к родным берегам. Однако в Англию фрегат не вернулся. Через два с половиной месяца британское Адмиралтейство высказало опасение, что во время шторма "Аталанта" потеряла мачты.

Резиденцию Адмиралтейства многие дни осаждали родственники исчезнувших в океане 290 кадетов. Наконец под давлением общественного мнения "морские лорды" отдали распоряжение о поисках пропавшего корабля. 5 мая в Атлантический океан вышла эскадра английских военных кораблей под командованием контр-адмирала Худа, которой предстояло "прочесать" район от юго-западного побережья Ирландии до Азорских островов.

Недельные поиски в Атлантике ни к чему не привели, эскадра возвратилась в Портсмут, а в английских газетах появилось объявление Адмиралтейства: "За сведения, проливающие свет на судьбу учебного фрегата "Аталанта", будет выдана награда в 300 гиней".

За ней пришли осенью 1880 г. Ее получил американский капитан рыбопромыслового судна из Массачусетса Эдвард Миллет. 14 июня того же года он, находясь в одной миле от Рокпорта, выловил сетью бутылку с запиской следующего содержания: "17 апреля 1880 года. Учебный корабль "Аталанта". Мы тонем в точке с координатами 27° северной широты и 32° западной долготы. Любой, кто найдет эту записку, пусть опубликует ее в газетах. Джон Л. Хатчингс". После подписи было добавлено слово "бедствие".

В конце июня 1880 г. Нептун доставил людям еще одно сообщение о судьбе "Аталанты". Дети, играя на пляже недалеко от Галифакса, извлекли из песка доску от бочки с надписью, сделанной свинцовым грифелем: ""Аталанта" тонет. 17 апреля 1880 года. Надежды нет. Пошлите это госпоже Мери Уайт в графстве Сассекс. Джеймс Уайт". Таким образом, факт о гибели злополучного фрегата был вторично подтвержден.

А вот еще пример, когда "почта Нептуна" помогла поставить точки над "i" в загадочном исчезновении корабля.

В июле 1884 г. один рыбак в заливе Морекабе-Бэй выловил сетью покрытую тиной бутылку. Найденное в ней письмо подробно рассказывало о том, как парусно-винтовой пароход "Гималаи" потерпел крушение у берегов Ньюфаундленда, судно потеряло винт и ветер в клочья разорвал паруса. Из письма следовало, что капитан и 16 моряков не смогли заделать в днище пробоину. Письмо заканчивалось словами: "Мы ничего не можем сделать, чтобы спастись. Если бог не сотворит чуда, мы погибнем". Хотя дата отсутствовала, подпись капитана свидетельствовала, что речь шла об английском судне, которое долгое время считалось пропавшим без вести.




В истории "бутылочной почты" нередко отмечались случаи, когда сообщение о гибели того или иного судна находили спустя несколько недель и даже дней после катастрофы, во всяком случае раньше, чем удавалось обнаружить какие-либо следы. Вот пример.

Пароход "Нароник", построенный на верфи "Харланд энд Валф", в 1892 г. принадлежал английской фирме "Уайт Стар". Он считался по тем временам крупным и вполне надежным грузовым судном.

11 февраля 1893 г. "Нароник", имея на борту генеральный груз и около 300 голов крупного рогатого скота, под командованием капитана Робертса вышел из Ливерпуля в Нью-Йорк. 3 марта того же года на пляже залива Бэй-Ридж близ Нью-Йорка нашли бутылку с такой запиской: ""Нароник" идет ко дну со всем экипажем. Л. Уинсел".

Спустя неделю море выбросило на берег у поселка Оушн-Вью в штате Виргиния еще одну бутылку. Извлеченная из нее записка гласила: "19 февраля 1893 года. Судно быстро погружается. Мы никогда не спасемся на этих маленьких шлюпках. Одна из них уже утонула. Судно налетело на айсберг в сплошном снегопаде. Оно два часа держалось на плаву. Сейчас 3 часа 20 мин. утра, палуба на одном уровне с морем..." На этом месте текст обрывался. Комиссии, разбиравшей причины катастрофы, удалось дополнительно установить, что этот текст написан рукой Джона Олсена, который находился на "Наронике" в качестве смотрителя за скотом.

Долгие годы оставалась загадкой судьба английского парохода "Брунсвик", который пропал без вести в 1898 г. На этот раз Нептуну угодно было доставить сообщение о гибели этого парохода прямо к берегам туманного Альбиона - в Бристольский залив, но только через полвека. Из выловленной в бухте Кармартэн бутылки извлекли записку, написанную свинцовым грифелем. В ней говорилось, что пароход "Брунсвик" погиб во время шторма у мыса Горн 13 марта 1898 г.

В 1902 г. британское Адмиралтейство проводило поиски пропавшего без вести грузового парохода "Гарониан". Три месяца подряд два крейсера днем и ночью бороздили воды Северной Атлантики, но найти какие-либо следы судна не удалось. Кто знает, сколько еще лет причина исчезновения "Гарониана" продолжала бы оставаться тайной, если бы пять месяцев спустя у берегов Новой Шотландии не нашли бутылку с запиской. В ней говорилось, что во время сильного шторма пароход "Гарониан" потерял устойчивость и перевернулся вверх килем, что на шлюпку, которую перед этим удалось спустить на воду, село 14 моряков. По всей вероятности, шлюпка тоже погибла. Записка была анонимной. Но через пять лет на берег Северной Ирландии море выбросило еще одну бутылку с посланием, излагавшим трагическую судьбу "Гарониана": ""Гарониан" быстро погружается. Остойчивость потеряна, один борт уже залит. Прощайте, мать и сестры. Чарльз Мак-Фелл, смазчик".

Ранним ноябрьским утром 1933 г. английский лайнер "Беренгария", штормуя в 300 милях к западу от побережья Ирландии, принял по радио "SOS" от неизвестного судна. В призыве о помощи сообщалось, что судно находится в крайней опасности и каждую минуту может опрокинуться. Капитан лайнера Бриттен изменил курс своего судна и направился на помощь терпящим бедствие. Тем временем неизвестное судно сообщило: "Люковые крышки сорваны, мы долго не продержимся". С лайнера ответили: "Держитесь, мы уже близко от вас".

Но когда "Беренгария" прибыла к месту, указанному в сигналах бедствия, она уже не нашла не только гибнувшего судна, но и каких-либо следов катастрофы - ни спасательного круга, ни опрокинутой шлюпки, ни плавающих обломков. Погибло это неизвестное судно или добралось до ближайшего порта никто не знал. Сделали предположение, что сигнал бедствия передал грузовой английский пароход "Сэксилби", направлявшийся в это время из Америки в Ирландию с грузом железной руды, но не пришедший в порт назначения.

Факт гибели "Сэксилби" был окончательно установлен только через три года. 23 апреля 1936 г. на побережье Уэлса, в Англии, нашли банку из-под какао, в которой оказалась наспех написанная карандашом записка: "Пароход "Сэксилби" тонет в районе ирландского побережья. Привет сестрам, братьям и Дине. Джо О'Кайн". В списке экипажа погибшего судна действительно был матрос Джо О'Кайн.

Причудами судьбы течение принесло его прощальный привет к берегам недалеко от городка Эбердови, где жили родные Джо.

Да, читая подобные письма, невольно вспоминаешь строчки из "Зеркала морей" Джозефа Конрада: "Никто не возвращается с исчезнувшего корабля, чтобы поведать нам, сколь ужасной была его гибель, сколь неожиданной и мучительной стала предсмертная агония людей. Никто не расскажет, с какими думами, с какими сожалениями, с какими словами на устах они умирали..."

Нередко "почта Нептуна" содержит сообщения о гибели людей в море во время двух последних мировых войн. Как правило, эти очень краткие, наспех написанные карандашом или даже кровью клочки бумаги или белья являются немыми свидетелями кошмаров войны на море. В них коротко рассказывается о том, как было торпедировано или расстреляно мирное торговое судно, как чудом уцелевшим нескольким членам экипажа сначала удалось спастись на шлюпке, как они потом неделями страдали без пищи, сходили с ума от жажды и погибали.

Иной раз найденная в бутылке записка раскрывала тайну гибели того или иного корабля. Так, например, весной 1944 г. американские мальчишки, купаясь на одном из пляжей штата Мэн, что на северо-востоке США, нашли выброшенную на песок бутылку. Она содержала следующее сообщение на английском языке: "Наш корабль тонет. Нас никто не слышит. Пришел конец. Быть может, это письмо когда-нибудь достигнет берегов Соединенных Штатов..." Позже удалось установить, что записка была написана одним из членов экипажа английского эсминца "Битти", торпедированного немцами близ Гибралтара 6 ноября 1943 г.

Очень ценная находка, повествующая о подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны, содержалась в бутылке, выловленной болгарским рыбаком на берегу Черного моря в 1958 г. В ней обнаружили записку на русском языке: "Держались до последней капли крови. Группа Савинова. Три дня сдерживали наступление значительных сил противника, но в результате ожесточенных боев под Килией в группе капитана Савинова осталось три человека: капитан, я - младший сержант Остапов и солдат Омельков. Погибнем, но не сдадимся. Кровь за кровь, смерть за смерть!"

По совету товарищей рыбак отправил свою находку в Советский Союз. Сообщая об этом факте, газета города Измаила "Знамя коммунизма" писала, что, видимо, бутылка с запиской была брошена воинами Советской Армии в Дунай, а воды реки вынесли ее в Черное море.

Анналы "почты Нептуна" насчитывают десятки случаев, когда потерпевшие кораблекрушение, оказавшиеся на необитаемом острове и доведенные до отчаяния люди пытались использовать "бутылочную почту" для передачи призыва о помощи или, выражаясь современным языком, "послать SOS". Однако капризный царь морей, хотя и доставлял эти срочные депеши довольно точно по адресу, но с опозданием на целые столетия. Вот один из таких трагических случаев.

В 1784 г. японское пиратское судно отправилось в поисках добычи в сторону Филиппин. Многие месяцы пираты грабили купеческие джонки и сайпаны. Но однажды тайфун выбросил их корабль на необитаемый коралловый остров. Лишенные воды, пираты оказались обреченными на мучительную смерть. Один из них, по имени Хуносу Матсуяма, на деревянных дощечках написал иероглифами призыв о помощи, вложил их в стеклянный сосуд, запечатал его и бросил в море. Прошло более полутора веков... И вот в 1935 г. в песке, на берегу острова Кюсю, этот сосуд нашли. По иронии судьбы волны выбросили послание Матсуямы неподалеку от поселка Хиратемура, где он когда-то жил.

Продолжение следует...

Почта Нептуна. Часть 2. >>

Tags: история, история мореплавания, история пиратсва
Subscribe

Posts from This Journal “история мореплавания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments