Ирина Кабанова (Irina Kabanova) (66sean99) wrote,
Ирина Кабанова (Irina Kabanova)
66sean99

Categories:

Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 2.

Капитан Джек Воробей.
Дмитрий Быков. 27 мая 2017 года.


Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 1. >>
Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 3. >>

Продолжение.

[Дмитрий Быков:]
— Я вам скажу, что и то, и другое лажа, и то, и другое одинаково неэффективно. Нельзя воспитать человека ни добром, ни злом. А единственная вещь, которая имеет воспитательный смысл, это чудо. Вот если с вами происходит чудо, это может вас слегка изменить. Вот в самом раннем вашем детстве какое чудо случается обязательно под новый год?

[реплика из зала:]
— Подарки.

[Дмитрий Быков:]
— Подарки возникают ниоткуда, да? И мы с вами до сих пор ведь, кстати говоря, многие знаем, что их туда под ёлку никто не кладёт. Откуда бы родители знали о наших мечтах. Конечно, их кладёт туда Дед Мороз, разумеется, да? Потому что, ну, во-первых, у родителей никогда нет денег, и мы с вами это знаем. А во-вторых, Дед Мороз всегда дарит именно то, что нужно. Даже если вы об этом не мечтали, задним числом всегда оказывается, что это то, что надо. Т.е. именно чудо — это главный инструмент воспитания. Вот Джонни Депп и, собственно, этот самый… Воробей, они чудотворцы. Они совершают весёлые чудеса. Странствующий плут — это не значит обманщик, это значит чародей. Кто может вспомнить чудеса, которые совершал Христос?

[реплика из зала:]
— Воскрешение Лазаря.

[Дмитрий Быков:]
— Воскрешение Лазаря. Совершенно верно. Это не единственное воскрешение. Там ещё девушка воскресла, помните, девочка. Он ей сказал: «Девочка, встань!» («Талифа, куми») И она пошла, да? Какие ещё чудеса?

ПКМ 2.


[реплика из зала:]
— Хождение по воде.

[Дмитрий Быков:]
— Хождение по воде. Ещё.

[реплика из зала:]
— Хлеб, вино.

[Дмитрий Быков:]
— Превращал вино и во… [смотрит в iPhone] Сейчас, простите, тут у меня. А… Очень инте… Это вопросы приходят. Представляете, кто-то знает телефон и пишет туда вопросы. Замечательная активность. Спасибо. А ещё какая-то… Я даже мог бы устроить детектив, но не буду. Ещё какая-то (прости, Господи) маленькая стерва сидит здесь и ведёт трансляцию. И лекция, за которую другие честно платили, сейчас становится бесплатно доступна огромному количеству пиратов, которых я от души приветствую. Потому что интеллектуальное пиратство я поощряю. Я за то, чтобы меня распространяли как можно шире. Транслируйте, пишите, звоните — мне это очень приятно. Спасибо. Ну я же за пиратов, понимаете, да? Я же не за Кракен. Вот.

Христос постоянно творит чудеса, причём весёлые чудеса. Он же превращает воду в вино, а не наоборот, понимаете? Вот наоборот это чудо скучное, трезвенное. Это мог бы делать Каиафа (первосвященник). А Христос устраивает им весёлый праздник. И надо сказать, что его чудеса вообще весёлые. Больше вам скажу, что многие реплики Христа очень напоминают трикстерские реплики Бендера, Воробья, Бени Крика (вот кто-то вспомнил правильно совершенно из взрослых; это герой Бабеля). Что это за реплики? Ведь Христос всё время говорит каламбурами, притчами, острит.

И самая острота, которая мне больше всего нравится, понимаете, это когда он приходит в дом Марфы и Марии (сестёр Лазаря), и Мария умывает ему ноги драгоценным миром, а кто-то из гостей говорит: «Ну вот зачем тратить такой драгоценный продукт? Сколько нищих можно было бы накормить». А Христос говорит: «Нищих всегда при себе имеете, а меня не всегда». Ведь это же шедевр, понимаете? Это реплика абсолютно классического трикстера, да?

И ещё одна замечательная реплика, которая мне нравится тоже, когда он просит привести ему осла. А Пётр спрашивает: «Господи, что же мы украдём его?» Говорит: «Нет, зачем? Просто скажите, что он надобен Господу». Прекрасный ответ, понимаете? И это дей… Он действительно надобен Господу. Но и, кстати говоря, для осла это большая честь и радость, что на нём Христос въедет в Иерусалим, понимаете? Вот. Христос тем самым отмечает этого осла, да? А иначе это был бы просто осёл, скучный.

Точно так же как, помните, вот замечательная фраза Михаила Успенского: «Главный цыганский секрет заключается в том, что краденная лошадь дешевле купленной». [смеётся] Великая, великая мысль, да? Ну вот цыганское конокрадство и христианская кража осла — это в каком-то смысле творческие акты. И вот когда вы вырастите большие, то вы прочтёте обязательно книгу Андрея Синявского «Иван-дурак» [«Иван-дурак: Очерки русской народной веры», 1991] (замечательное исследование о фольклоре), где гениально написано, что вор в народных сказках — это фигура эстетическая, это художник, он грабит красиво, а не просто так. Помните, Остап Бендер, он же вообще не нарушает уголовный кодекс. Он умеет дурить, да? «Страна [Край] непуганых идиотов». Самое время пугнуть. Вот прекрасная тактика.

Вторая черта. Этот герой всегда странствует. Почему? Вот один мой школьник дал замечательный ответ. Потому что фокусы нельзя дважды повторять в одном и том же месте. Уже становится понятно, чего от тебя ждать. Странник обязательно. Вот это герой. Во-первых, это удобный герой, потому что можно много локаций нанизать на его путь. Но главное — он странствует, потому что он не может задерживаться в одном месте. Он странствующий проповедник. И Христос тоже вовлекает в своё путешествие всё больше народу.

ПКМ 2. Фото.


Кстати, я, идя сюда, подумал: сейчас Джонни Депп же объявил конкурс сценарных заявок. Ему скучно стало жить, и он готов спродьюсировать сценарий, в котором ему будет интересно играть. Ему 9 июня исполнится 54 года, он уже сыграл в 30 картинах больших, и бог знает сколько маленьких. У него… (Ну, в начале карьеры) и у него, конечно, понятно, некоторое пресыщение. Так вот представляете, какого Христа он мог бы сыграть? Думаю, что этим проектом он бы заинтересовался. Поскольку я сейчас живу и работаю в Голливуде какое-то время, непременно эту заявку ему пошлю. Понимаете, это не был бы такой страшный, принципиальный Христос, как в фильме [Паоло] Пазолини «Евангелие от Матфея» [«Il Vangelo Secondo Matteo», 1964], такой левак-борец. Это был бы весёлый Христос. И которого было бы гораздо более жалко. Мне кажется, что вот Джонни Депп… А он же и внешне похож, понимаете? Кстати, кто из вас знает, кто по происхождению Джонни Депп?

[реплика из зала:]
— Индеец.

[Дмитрий Быков:]
— Индеец, разумеется. Молодцы. Уже второй раз умный голос раздаётся из того конца зала. Он индеец, причём с двух сторон: с одной стороны по деду, с другой по бабке. И эти индейские черты — ну, смуглота, конечно… Да, а какая ещё главная черта индейца и главный талант? [пауза] Способность к магии.

Вот я помню, как к нам в Принстонский университет приезжал индеец, индейский писатель, и приезжал со своим вигвамом, раскидывал его на сцене и оттуда рассказывал о проблемах индейцев США. А я, не будь дурак, попросил его мне погадать. И он мне по ольховым листьям погадал. И надо сказать, что ни в чём не ошибся. До сих пор я поражаюсь, как он это сделал. И, конечно, это было гораздо интереснее, чем проблемы индейцев США. [смех в зале]

Так вот трикстерские способности, они потому так и привлекательны в Джонни Деппе, что, когда он появляется, мы чувствуем, что этот человек может сделать чудо. Я вот его спросил, какое состояние ему больше всего нравится, как он любит развлекаться. Он сказал: «Больше всего люблю находиться в сауне, потому что после известного градуса теряю грань между реальностью и вымыслом». Вот действительно Джонни Депп стирает границы между реальностью и вымыслом. Как он сам говорит: «Главное в жизни достичь сенсорной депривации». А сенсорная депривация — это состояние, когда ваши чувства подавлены, когда вы не знаете, на каком вы свете. Ну, как бывает после очень долгого пребывания в тёплой ванне. Конечно, вам не надо повторять этот эксперимент, но ощущение довольно интересные — как бы паришь. И вот… (Не в смысле Париж, а в смысле паришь в невесомости). Так вот это-то как раз и интересно, что этот герой, когда он входит, с ним влетает какой-то сквозняк неведомого. Никогда не понимаешь, что он с собой несёт. Вот это первая черт… первые две черты — это чудеса и странствия.

А теперь третья обязательная черта этого героя, которая объединяет и Гарри Поттера, и Джека Воробья, и Христа. Он обязательно умирает и...

[реплика из зала:]
— Воскресает.

ПКМ 3.


[Дмитрий Быков:]
— ...воскресает. Вот. Это самая большая загадка. Вот, скажем, миф о Прометее, он не стал таким хитом. Потому что Прометей не воскресает. И миф о Сократе тоже не стал таким хитом. Хотя очень многое похоже. Сократ — трикстер, да? Так вот в чём же проблема, понимаете? Почему он умирает и воскресает? Я долго думал над этим вопросом, и мне кажется, я нашёл разгадку. Дело в том, что эти мифы всегда возникают в очень интересный момент времени. Они всегда возникают в низшей точке синусоиды — в самые плохие времена: когда было хорошо и будет хорошо. А вот сейчас плохо. Миф о Христе, о миссии, о спасителе еврейского народа возник, когда этот народ стонет под римлянами. Миф об Одиссее возник после «Илиады», после высочайшего триумфа греков, когда они переживают спад. Миф о Гамлете и о Дон Кихоте возникает одновременно в 1602-м году. Собственно, «Гамлет» написан между первым… между двумя томами «Дон Кихота». И возникает он после Возрождения и перед… Родители знают. XVIII-й век. Перед Просвещением.

И обратите внимание. Вот какой замечательный парадокс. Когда Шекспир работает, когда он пишет, он непопулярный драматург. Популярны другие. Например, Бен Джонсон. А Шекспира считают поставщиком низкопробной драматургии, называют его Shake Scene (потрясатель сцены) — по аналогии с Shakespeare (потрясатель копьём), говорят, что его стихи риторичны, что в его пьесах мало действия, понимаете? А действия действительно мало — герои больше говорят, чем действуют. Вот он, я думаю, со злости написал «Макбета» [«Macbeth», 1603–1606], где столько действия. Но риторики всё равно хватает. Шекспир когда стал популярен? В XVIII-м веке. Век Просвещения. И вот тогда возник знаменитый шекспировский вопрос. Вопрос о чём? А был…

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— А был ли Шекспир? «Был ли мальчик?» Очень может быть, что никакого Шекспира вообще не было. Больше того. Понимаете, что на самом-то деле у нас очень мало доказательств его существования. Не сохранились рукописи. А почему не сохранились? А потому что современники не считали их ценными. Ну какой-то есть театр «Глобус» [«The Globe Theatre»]. Маленький театр, да? Пользуется покровительством сомнительных личностей, например, Саутгемптона, а Саутгемптон у нас в заговоре замешен. И Эссекс тоже, знаете, не ахти. Что это за история? Шекспир — это автор, которого современники не заметили. Он воскрес в XVIII-м веке и тут же возник вопрос: а был ли он?

Точно так же никто не знает, был ли Христос. Хотя свидетельств полно. И масса вещей, которые не выдумаешь. А все думают, что его не было, да? Почему? Да потому что, собственно говоря, это человек из будущего, человек из другой эпохи. Отсюда, кстати, миф о том, что Христос это гость из будущего, которого просто убили в настоящем, а он нёс идеи будущего.

И трикстер, я вам скажу, всегда носитель идеи модерна, прогресса. Он всегда смягчает нравы. Вот есть довольно страшный, довольно жестоковыйный, как он там и назван, жестокий мир Ветхого завета, мир закона — всем воздаётся по делам, мир расплаты, мир, где добро происходит в основном под угрозой. Делай так, а иначе я вам устрою всемирный потоп, Содом и Гоморру, книгу Иова и вообще напущу на вас семь казней египетских [«Десять казней египетских»].

А есть другой мир — мир Христа, мир доброты и иронии, в котором спрашивают: «Господи, сколько прощать мне врага моего, до семи ли раз?» А он отвечает: «Не до семи, а до семижды семидесяти раз». Т.е. тоже насмешка, хотя и мягкая. А знаменитая вот эта фраза про подставь другую щёку, это ведь тоже история… Как Бродский совершенно правильно говорил, это пародия, это не слабость, а это — «Подставь другую щёку» — ну что ты ещё можешь? Давай ещё попробуй. Мне это совершенно по фигу. Вот это — довести зло до абсурда. Поэтому, конечно, трикстер всегда герой из будущего. Он оттуда пришёл.

Я уверен, что в шестой части, которая будет не последней… (Обычно их бывает семь, как в «Гарри Поттере»; деньги-то надо стричь; будет ещё седьмая) обязательно окажется, что Джонни Депп человек из будущего.

Да, чего?

[реплика из зала:]
— У меня вопрос. Ведь в первой части как бы было такое, что в сказки там практически не верили. А в пятой части это уже пошло абсолютно полная ересь и смешение всех сказаний.

[Дмитрий Быков:]
— Бредятина полная.

[реплика из зала:]
— С чем это связано?

[Дмитрий Быков:]
— Сейчас расскажу. Сейчас будет всё рассказано. Кстати, обратите внимание, что в Евангелии тоже сюжет не важен. А что там важно?

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— Идея, конечно. Атмосфера добра и насмешки. И, конечно, идея, проповедь, да? Этот герой всегда проповедник. И у Гарри Поттера есть своя проповедь. Мы о ней сейчас поговорим. И у Джонни Деппа тоже есть своя проповедь, которой мы сейчас коснёмся.

Значит, ещё две важные черты героя. Герой всегда умирает и воскресает, потому что его идея — это идея из будущего. Понятна эта мысль? Это очень важная мысль, да? Он носитель ценностей будущего. Гениальная формула Марка Липовецкого: трикстер всегда модернист. Я понимаю, что из всей этой формулы вы понимаете только слово «это»… или «всегда», да? Трикстер всегда модернист. Связка опущена. Но трикстер это плут, чудодей. А модернист это носитель ценностей будущего. Вот видите сколько нового вы узнали за те же деньги. Так вот. И этот герой умирает и воскресает, и он всегда носитель идеи прогресса, т.е. идеи добра, идеи мягкости, по сравнению с ригидным, жёстким миром отца.

Пятая черта такого героя. У него всегда проблемы с родителями, проблемы с отцом. И вот здесь самое интересное. Вы, вероятно, знаете, кто послужил прототипом для капитана Джека Воробья, т.е. исходя из кого Джонни Депп его придумал.

ПКМ 3.


[реплика из зала:]
— Певец…

[Дмитрий Быков:]
— Ну, не певец он. На самом деле он гитарист, да? Человек, у которого в коллекции десять тысяч гитар. Играл он на трёх тысячах, остальных не брал в руки никогда. Это Кит Ричардс [Keith Richards], да? Или Кейт Ричардс, как правильно. Кит Ричардс. Это гитарист какой амери… английской группы (на самом деле английской)?

[реплика из зала:]
— «Rolling Stones».

[Дмитрий Быков:]
— «Rolling Stones», совершенно верно. Приятель Мика Джаггера [Mick Jagger]. Если кто-то из вас видел Кита Ричардса, а Кита Ричардса видели все, потому что он кого играет?

[реплика из зала:]
— Отца.

[Дмитрий Быков:]
— Отца Воробья, совершенно верно. Он жутко не хотел в этом сниматься. Сказал, что это не рок-н-ролльно сниматься в такой туфте. И только когда ему лично позвонил… Кто? Джонни Депп. Сам очень неплохой, кстати, гитарист, создатель панк-группы «Детки», он же и художник плакатов для этой группы. Он рисует в свободное время, и рисует очень неплохо. Так вот, когда ему позвонил Джонни Депп и сказал: «Я ваш фанат, я знаю все ваши диски…» И начал их перечислять, что самое ужасное. Кит Ричардс согласился. И в двух уже картинах сыграл папу, которого зовут… Тик. Так вот всегда… Ну потому что Кит и Тик, да?

Так вот проблема этого героя всегда сложное отношение с отцом. Иногда отца нет, иногда отец Бог, а иногда отец призрак, как где?

[реплика из зала:]
— «Гамлет».

[Дмитрий Быков:]
— В «Гамлете», совершенно верно. Кстати, вот вопрос, на котором очень часто ловлю я студентов, когда рассказываю эту сюжетную схему: Гамлет — где он умирает и воскресает? [пауза] Это вопрос очень хитрый. Это могут ответить только самые умные. Такие как я, который это придумал. [пауза] «Гамлет» в каком жанре произведение?

[реплика из зала:]
— Трагедия.

[Дмитрий Быков:]
— Ну, трагедия… Он вообще что это такое? Пьеса. Что происходит с актёром в конце?

[реплика из зала:]
— Он погибает.

[Дмитрий Быков:]
— Гамлет погибает. А с актёром что происходит?

[реплика из зала:]
— Встаёт.

[Дмитрий Быков:]
— Встаёт и раскланивается. Совершенно верно. В «Гамлете» смерть и воскресение явлены самым наглядным образом. Прозвучала реплика «Унесите трупы», занавес поднялся… Что случилось? Гамлет встал… Да, и трупы ушли, совершенно верно. Гамлет встал и раскланялся. И пошёл в гримёрку, где ждёт его пакет с сосисками. Т.е. это всё абсолютное вот самое наглядное воскрешение героя. Он воскр… А Остап Бендер как воскрес? Его убил Киса Воробьянинов в конце первого романа, но убил, как выяснилось, не до конца. Обратите внимание, как всё сходится. Когда соавторы выбирали, какова будет судьба героя, на одной из бумажек — они кидали жребий — было что нарисовано? Че…

[реплика из зала:]
— Череп?

[Дмитрий Быков:]
— Соверше… Кто сказал? Молодец. Приятно. Хочется похвалить младшего слушателя. [смеётся] Мы-то с вами знаем, конечно. Череп и две скрещённые косточки. Весёлый Роджер, да? Все лейтмотивы очень просты. Ну вот. У героя всегда проблемы с отцом. Потому что мир отца, он меняет радикально. Обратите внимание, что отец капитана Джека Воробья тоже призрак. Капитан Тик не существует. Он является из параллельного мира.

Дальше. Ещё одна черта этого героя всегда чрезвычайно значительная. Этот герой немыслим рядом с женщиной. Рядом с ним женщины не бывает. Все попытки Дэна Брауна написать историю женитьбы Христа на Магдалине терпят позорный крах. Рядом с Христом не может быть женщины. Она может быть его поклонницей, но она не может быть его женой. Нет жены у трикстера. Одиссей стремится к жене, но потом опять обречён от неё уйти. У Джонни Деппа бывают женщины?

ПКМ 3.


[реплика из зала:]
— Они там меняются постоянно.

[Дмитрий Быков:]
— Они постоянно меняются, потому что, согласитесь, что быть рядом с Джонни Деппом долго невозможно. Даже несмотря на то, что они как-то с Ванессой Паради [Vanessa Paradis] родили двух детей, в конце они всё равно остались друзьями. А Джонни Депп убежал куда? К партнёрше по фильму «Ромовый дневник» [Bruce Robinson «The Rum Diary», 2011], которая кинула его тоже, написав, что жить с Джонни Деппом… (так это и написано в исковом заявлении) может только сумасшедшая. Ну действительно. А вот почему? Вот это важный очень вопрос. Почему рядом с таким героем не может быть женщины… Даже, кстати, назовите мне аналогичного героя в восточной мифологии, в мусульманской, в арабской.

[реплика из зала:]
— Ходжа Насреддин.

[Дмитрий Быков:]
— Молодец. Ходжа Насреддин. Что происходит с героем? Он всегда уходит от возлюбленной. Она его всегда ждёт. И ровно та же история с главным героем немецкой, голландской, бельгийской мифологии, которого зовут Тиль…

[реплика из зала:]
— Уленшпигель.

[Дмитрий Быков:]
— …Уленшпигель. Совершенно верно. А может ли женщина… может ли Нэлли быть рядом с Уленшпигелем? Нет. Рядом с Уленшпигелем всегда есть кто?

[реплика из зала:]
— Ламме Гудзак.

[Дмитрий Быков:]
— Ламме Гудзак — толстый, добрый друг. Который, кстати, и рядом с Дон Кихотом есть. Это кто?

[реплика из зала:]
— Санчо Панса.

[Дмитрий Быков:]
— Санчо Панса. И рядом с Христом целых 12 таких друзей… Это апостолы. Глуповатые друзья, да? И такая вот история всегда сопровождает. Кстати, у Джонни Деппа тоже есть глупый друг. Это тот самый положительный герой, который должен был быть главным, а в результате оттеснился куда-то на зады помогать Джонни Деппу в экстремальных ситуациях. А почему рядом с капитаном Джеком Воробьём не может быть женщина?

[реплика из зала:]
— Потому что он пират.

[Дмитрий Быков:]
— Чего? Ну у пирата может быть жена, почему…

[реплика из зала:]
— Наверное, потому что женщина не должна быть за рулём корабля?

[Дмитрий Быков:]
— Послушайте, во-первых, женщине совершенно необязательно быть за рулём корабля. Она может на камбузе варить похлёбку. Да, что?

[реплика из зала:]
— Потому что женщина на корабле к крушению.

[Дмитрий Быков:]
— Здравая мысль, да? Женщина на корабле не очень хороший признак, если это не Кира Найтли [Keira Knightley]. Хотя, кстати, если это Кира Найтли, то тоже ничего хорошего, как мы с вами знаем. Дело в том, что женщина по своей природе кто?

[реплика из зала:]
— Наседка.

[Дмитрий Быков:]
— Мать, хранительница очага, созидательница, да? Может быть созидательница рядом с Джеком Воробьём? Христос ведь тоже явился разрушать. Он принёс что? Не мир, но…

[реплика из зала:]
— Меч.

[Дмитрий Быков:]
— ...меч. Конечно. Рядом с разрушителем уклада, с потрясателем устоев женщина быть не может. Женщина Дон Кихота это кто? Вымышленная Дульсинея, которую в реальности зовут… Альдонса. И она толстая трактирщица. А он из неё придумал бог знает что. Вот точно такая же история. Женщина трикстера, она всегда где-то. Она его где-то ждёт. И Джонни Деппа… в смысле Джека Воробья тоже всегда кто-то где-то ждёт. Даже в пятой картине появляется женщина из его прошлого. Но почему-то так получается, что они всегда либо из прошлого, либо из будущего. А жить рядом с ним постоянно… Ну, представьте себе, что вы живёте рядом с капитаном Джеком Воробьём. Можно ли верить хоть одному его слову? Разумеется, нет.

Ну, и есть, конечно, ещё одна, седьмая, принципиальная черта этого героя: он всегда носитель доктрины, всегда носитель учения. Потому что странствующий чудотворец пришёл не просто так, а чему-то научить. Гарри Поттер, который, кстати, тоже умирает и воскресает, несёт миру совершенно конкретную благую весть: кончилось время чистокровок, пришло время полукровок. Нельзя больше жить за счёт врождённых признаков, за счёт чистоты крови, пришло время смешанных. Кончилось время аристократов, настало время разночинцев.

Да, чего?

[реплика из зала:]
— А вот в этом доме придерживался только Малфой этой идеи.

[Дмитрий Быков:]
— Ну, во-первых, не только Малфой, а и весь Слизерин. Кстати, отцы, подождите. Чем отличается Гриффиндор от Слизерина?

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— Во-первых, они не чистокровки. Но главное — чем они отличаются? В чём главная стратегия Слизерина?

[реплика из зала:]
— Хитрость.

[Дмитрий Быков:]
— Хитрость! А в чём главная стратегия Поттера?

[реплика из зала:]
— Храбрость.

[Дмитрий Быков:]
— Храбр… Отвага и слабоумие — знаменитая формула. Но не будем забывать и того, что Гарри Поттер, он в общем не стратег. Он кидается в бучу по Наполеоновскому принципу: нам главное ввязаться в драку, а там мы посмотрим. Вот это принцип Гарри Поттера. И он тоже носитель учения, потому что Гарри Поттер, обратите внимание, он же такой, как мы, он постоянно делает глупости. Но он храбрый малый. Чистый малый. И он всегда рвётся на встречу опасности. Другое дело Слизерин. Вот у меня, кстати, один студент давеча делал доклад, и сказал, что сейчас в мире господствует стратегия Слизерина. Потому что Слизерин одержим культом карьеры, понимаете, культом чести. Это карьерные дипломаты. Это мир американской «Лиги плюща» [«The Ivy League»], это мир МГИМО российского, это мир элиты, они живут по этим принципам. И между прочим, когда сын Гарри Поттера попадает в Слизерин (помните в «Проклятом дите» [«Harry Potter and the Cursed Child», 2016]), это же тоже не от хорошей жизни, это очень важный знак. Потому что сегодня всё-таки время Слизеринских стратегий. Я-то, как вы понимаете, вообще сторонник Пуффендуя. [смех в зале] Кстати, четыре эти школы означают (четвёртый Когтевран), они что означают?

ПКМ 2. Фото.


[реплика из зала:]
— Четыре темперамента.

[Дмитрий Быков:]
— Конечно-конечно! Только почему так тихо? Четыре темперамента, разумеется. И в этом смысле, конечно, холерики Гриффиндорские, они довольно уязвимые ребята. В четвёрке мушкетёров кто носитель этой стратегии? Д’Артаньян, конечно. А Слизерин кто?

[реплика из зала:]
— Арамис.

[Дмитрий Быков:]
— Арамис, разумеется. Хитрый Арамис, да? Атосоцы это когтевранцы. А…

[реплика из зала:]
— Портос это…

[Дмитрий Быков:]
— Пуффендуй, конечно. Он и есть Пуффендуй. Поэтому я их так и люблю, соб… Я человек, конечно, не толстый по сравнению с Портосом, но по сравнению с Гарри Поттером толстый, чего там говорить. Пуффендуец я. Но это четыре темперамента. Конечно, холерик это Джонни Депп, это носитель темперамента Джека Воробья.

Вы, кстати, обратите внимание, какая самая отличительная, самая выигрышная черта кинообраза Джека Воробья, которую теперь уже Джонни Депп не знает куда от этого деваться, не может этого смыть… И я несколько раз наблюдал (он дважды же приезжал), как он и в жизни это делает...

[реплика из зала:]
— Походка.

[Дмитрий Быков:]
— Походка. Понимаете, вот походка Джека Воробья... Он же... Представляете, когда ему надо было в «Туристе» [Florian Henckel von Donnersmarck «The Tourist», 2010] сыграть бегство по крышам, он бежит как Джек Воробей. Ну ничего уже не может сделать человек, да? А в чём отличительная черта этой походки? Обратите внимание.

[реплика из зала:]
— Прямая спина…

[Дмитрий Быков:]
— Прямая спина, бог с ней. Он всегда как бы балансирует. Понимаете, он бежит как бы по канату. Он всегда ходит по грани. И вот в этом заключается, может быть, благая весть нового фильма… (ну в смысле всей франшизы) благая весть Джека Воробья — это герой, вынужденный всегда балансировать на грани между добром и злом, это герой гибридных, т.е. смешанных стратегий. Он иногда действует добром, иногда храбростью, иногда чудом, иногда юмором, а иногда он просто делает глупости и гадости. Помните, Кира Найтли за что на него обижена? Нельзя ему доверять. Ну, конечно, нельзя. Но только такой герой и способен выжить. Это герой, который бегает по грани. The edge. Замечательный термин, да? Грань, лезвие. И вот всегда он бегает как по лезвию ножа, при этом он ещё вот руками делает вот так.

И, кстати говоря, помните, во втором действии что у него там на веках нарисовано, когда он оказывается в плену?

[реплика из зала:]
— Нарисованы глаза.

[Дмитрий Быков:]
— Глаза. Вот это герой, который как бы видит закрытыми глазами. Он не только человек дня, но он ещё и человек ночи. Это очень принципиальная позиция, он видит ночью. И он поэтому легко оказывается в двух мирах: и в мире мёртвых, и в мире живых. Вот это очень важная весть, потому что соло-стратегии, одноцветные стратегии перестали работать. Всегда надо быть немножко гибридным. Может быть, поэтому, кстати, я иногда думаю — Роулинг, которая очень тонко всё чувствует, отправила сынка Гарри Поттера... Кстати, как его зовут?

[реплика из зала:]
— Альбус Северус.

[Дмитрий Быков:]
— Да, совершенно верно. А то я, знаете, забыл. Там же чёрт ногу сломит в этих персонажах. Вот. Она его отправила в Слизерин. Хотя Шляпа очень, как вы помните, долго думала, и под конец сделала всё-таки такой выбор. Это не случайно. Потому что Гриффиндор и Слизерин начинают взаимно проникать.

Ну, вот это то, что я хотел рассказать. Давайте теперь ваши вопросы. Да, чего?

Продолжение следует...

№47.


Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 1. >>
Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 3. >>


Видео лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Файл из Облака Mail.Ru >>
Tags: dead men tell no tales, pirates of the caribbean, sparrow, ПКМ 1, ПКМ 2, ПКМ 3, ПКМ 4, ПКМ 5, статьи
Subscribe

Posts from This Journal “статьи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments