Ирина Кабанова (Irina Kabanova) (66sean99) wrote,
Ирина Кабанова (Irina Kabanova)
66sean99

Categories:

Стенограмма лекции Дмитрия Быкова "Капитан Джек Воробей". Часть 3.

Капитан Джек Воробей.
Дмитрий Быков. 27 мая 2017 года.


Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 1. >>
Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 2. >>


Продолжение.

реплика из зала:]
— Такой вопрос: а Гарри Поттер же очень просил, чтобы его не взяли в Слизерин.

[Дмитрий Быков:]
— Да.

[реплика из зала:]
— Это как-то [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— Это говорит нам о том, что время Гриффиндора не то чтобы кончилось, но у Гриффиндора проблемы. Я вам, кстати, должен сказать… Давайте поговорим немножко про Гарри Поттера, потому что это в общем та же самая история. У него тоже проблемы с отцом. Отец у него призрак, помните, да? И он носитель новой морали. И он умирает и воскресает (что очень легко было предсказать). Но вот Гарри Поттер, он показывает свои историей, что по большому счёту добро не очень хорошо защищено, да? А кто такой пограничный герой, бегающий там по лезвию?

[реплика из зала:]
— Северус.

[Дмитрий Быков:]
— Да.

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— Да, конечно. Северус, да? Он же там и Снегг, он же Снэйп. Его по-разному переводят. Вот это пограничный герой, герой раздираемый между добром и злом. Я-то считаю, что он выступает функцией Иуды. Но у этого Иуды есть свои оправдания. Другие утверждают, что Иуда там Петтигрю, кто-то ещё что-то говорит. Но я-то думаю, что Иуда непременный аспект христологического мифа. Это, конечно, по всей вероятности, Снегг. Но вот он такой пограничный герой. И обратите внимание, что в ролевых играх все охотнее всего берутся за него. А почему? А потому что он самый интересный. Какие у него есть общие черты с Джеком Воробьём?

[реплика из зала:]
— Непредсказуемый.

ПКМ 1. Промо.


[Дмитрий Быков:]
— Непредсказуемость. Вот это молодцы. Молодцы. Вы соображаете очень быстро. Я давно уже заметил, что в правильной лекции аудитория начинает соображать примерно минут через 40–45. Не потому, что она умнеет (я так высоко себя не ценю), а потому что она начинает догадываться, чего я от неё хочу. Вы, когда вырастете большие, то прочтёте обязательно роман Борис Стругацкого последний «Бессильные мира сего» [2003], и там он замечательно говорит: «Смотрите какой умный мальчик. Он говорит не то, что думает, а то, что я от него хочу услышать». Совершенно правильно. Вот Слизерин — это говорить то, что я хочу услышать. А Гриффиндор — это резать правду-матку, да? Потому что Гарри Поттер же правда не хитрый. Кстати, обязательно есть глуповатый друг и у него. И это кто?

[реплика из зала:]
— Рон.

[Дмитрий Быков:]
— И это Рон, конечно. В добавок ещё и рыжий. Наличие рыжего друга.

Ещё вопросы есть у вас какие-то? Да, валяй.

[реплика из зала:]
— Может быть, образ женщины в «Пиратах Карибского моря»…

[Дмитрий Быков:]
— Образ женщины в «Пиратах Карибского моря». Значит, там по большому счёту женщины две. Одна Кайра Найтли (или Кира нам приятнее её называть; своя потому что) — с ней всё понятно. Она задумана как классическая правильная розовая героиня. Но она всё чаще берёт сторону зла. Потому что Джонни Депп, конечно, гораздо более привлекателен, чем храбрый герой, да? Потому что Джонни Депп это такая волшебная пустота. Она склоняется всё больше на сторону Деппа, но, конечно, она никогда не будет спутницей Джека Воробья. Кстати, почему он Воробей? Да.

[реплика из зала:]
— Потому что... В последней части это объясняется. Он получил это прозвище, когда был в гнезде на мачте.

[Дмитрий Быков:]
— Ну потому что он сидел в гнезде. Ну, во-первых, история с гнездом, как вы понимаете, придумана для пятого фильма.

Изначально... Что такое воробей? Вот это важная штука. Я вам хотел об этом рассказать, но потом подумал, что тяжеловато вас ещё этим грузить. Воробей вообще герой двух христианских апокрифов. Согласно одному, в котором воробей грешная птица: воробей выдал Христа, когда его прятала природа; потому что он начал прыгать громко и кричать «Сюда! Сюда!» И с тех пор он обречён прыгать. А другой апокриф, показывающий как бы амбивалентность, разносторонность этой птицы, другой: что он увёл преследователей от Христа, когда тот прятался, и прыжками своими заставил следить за ним, а Христос успел за это время спастись. Поэтому воробей теперь всегда прыгает — прыгать же веселей, чем ходить, понимаете? И вот Джек Воробей такая же обоюдная фигура, понимаете? Он прыгает, вместо того чтобы ходить, и вместо того чтобы летать, как нормальная птица, да? Но эти прыжки — это признак и грешности, и в какой степени святости.

Обратите внимание, как по-разному люди относятся к воробьям. В Китае их истребляли, а на Ближнем Востоке наоборот — воробей это символ добра и удачи (если в комнату влетел воробей, то очень вам повезло). Не везде так, но местами так. И вот Джек Воробей это такая же история. Понимаете, если это капитан Джек Воробей оказался на вашей стороне, это ещё не факт, что это хорошо. Но в любом случае это весело.

Так ещё. Всё ли всем… Да, пожалуйста. Сейчас-сейчас, подождите, там сзади-сзади интересуются.

ПКМ 1. Фото.


[реплика из зала:]
— Как вы считаете, можно ли назвать героя Чарли Чаплина в том числе трикстером и могли бы вы прочитать «Большую элегию Джонни Деппу»?

[Дмитрий Быков:]
— «Большую элегию Джонни Деппу» я прочитаю с удовольствием, но кусок. Потому что детям это всё слушать необязательно. А что касается… Но спасибо, что знаете.

Что касается Чаплина. Чаплин ведь очень разный. Понимаете, он разный в своих разных фильмах. Ранний образ Бродяги, конечно, не тянет на трикстера, потому что он просто мелкий жулик. А вот образ Бродяги в «Цирке» [«The Circus», 1928] тянет. И особенно, конечно, в каком фильме, где он главный носитель добра? «Огни большого города» [«City Lights», 1931], где он напрямую делает чудо. Очень правильно задали вопрос. Аналогичное чудо у Христа. Христос кого исцелил? Слепую, да? Сделал брение из плюновения — плюнул в грязь, получилась мазь. Этой мазью потёр глаза и слепой прозрел. Что происходит в конце «Огней большого города»? Прозревает девушка. Конечно. Т.е. это христологической фигурой он становится там. А дальнейшее развитие христологической фигуры — это тема, которая может нас завести очень далеко. В «Новых временах» [«Modern Times», 1936] эта фигура уже оборотническая. В «[Великом] Диктаторе» [«The Great Dictator», 1940] это оборотень, который может быть и парикмахером, и диктатором. А последняя стадия развития этого образа, образа Бродяги — это, извините, «Мсье Вирду» [«Monsieur Verdoux», 1947] (лучший фильм Чаплина, который я никому из детей не рекомендую смотреть, и даже более того запрещаю; это гарантия того, что к вечеру его посмотрят все, да?) [смех в зале]

Знаете, когда я посмотрел «Месье Верду», я, честно говоря, глубоко задумался о природе Чаплинского дарования. Это абсолютно дьявольская картина. Я уже не говорю о том, что… Знаете историю? Приехал Эренбург, ему Чаплин пересказывает сюжет «Месье Верду», который тогда назывался «Комедия с убийством». Пересказывает самые жуткие сцены: «Ох! Илья, это будет жутко смешно. Это будет жутко смешно». А тот слушает и не понимает, что смешного. Страшная картина. Фильм об оборотне. И я, кстати, считаю, что «Месье Верду» — это самый совершенный фильм Чаплина. Вот если есть гениальная картина. Вы знаете, что во все десятки лучших фильмов мира «Месье Верду» входит всегда. И тем не менее полный провал в прокате, полное забвение в течение тридцати лет, катастрофическая неудача. Он сам всех… «Почему? Ведь это хорошая картина». Хорошая. Но мы не хотим Чаплина видеть вот таким. Мы не хотим его видеть маньяком. А есть в нём это? Есть. Эти черты в нём есть. Т.е., понимаете, эволюция трикстера от Христа до Джека Воробья, пирата, она много нам говорит о человечестве. И поэтому «Месье Верду»…

Раз уж вы задали вопрос действительно, да? Уже в «Диктаторе» в Чаплине есть что-то страшноватое. Потому что подчёркнута мысль, что рано или поздно маленький человек становится тираном, понимаете? Что происходит с Акакием Акакиевичем после смерти? Правильно. Он становится огромным страшным приведением. Догадка Гоголя о маленьком человеке. Поэтому Чаплин — это очень интересная эволюция. И естественно, серьёзно говорю, дети, подождите лет 15-ти своих хотя бы, тогда смотрите «Месье Верду». До того не вздумайте. Но это… Ну это три часа [124 минуты] большого удовольствия.

ПКМ 1. Фото.


Теперь что касается Джонни Деппа. Действительно он развёлся с Ванессой Паради (но они официально не были женаты), они расстались. Я тогда написал «Большую элегию Джонни Деппу», которая звучит так:

«Итак, развёлся [расстался] Джонни Депп с Ванессой Паради.
Их выбор странен и нелеп. Разлука впереди.
Прощай навеки, общий быт. Из пафосных семей
Один теперь остался [Теперь остались только] Питт с губастою своей».


Ну, как вы помните, они с Джоли тоже вместе не задержались, да?

«[Итак, развелся Джонни Депп с Ванессой Паради.
Когда б такую бабу мне б, уж я б ее, поди…
Простит тусовка или нет его скандальный жест?
Но, видно, за пятнадцать лет любая надоест.

Ведь ты же на людях всегда — но нас не ставишь в грош.
Ведь ты же нам же, как звезда, сигналы подаешь!
Ведь эдак каждый идиот, наглец-прелюбодей,
Из-за любовницы начнет бросать двоих детей.
Пускай развод неустраним — ты мог бы погодить,
За внешним обликом своим ты мог бы последить,
Не подавать дурной пример, не умножать грешков…
Когда б ты членом был ЕР, как, например, Машков,—
Ты мог катарсис испытать, интрижку прекратив.
Тебя сумел бы воспитать здоровый коллектив.
Ты мог бы бросить имидж свой, пиратчину свою…
Ты мог театра стать главой и сохранить семью!
Уж мы б тебя, как своего, пригрели на груди —
Но ты не хочешь ничего, и даже Паради.]

Зачем расстался Джонни Депп с Ванессой Паради?
[Чем неугоден Джонни Депп Ванессе Паради?]
Он зарабатывал на хлеб, а ты сиди, роди…
[Мы знаем все твои дела и песни заодно.
Ведь до него ты кто была? — нимфетка из кино!
Теперь ты вечно на виду и хочешь перемен.
Он сделал из тебя звезду, поднял тебя с колен…]
Кто ты такая?! Срам один. Не Пугачева, чай.
Пусть он увлекся Евой Грин — а ты терпи, прощай!
Сходи к гадалке, наконец, попарься [не парься], травы пей…
Дитям же нужен же отец, хотя бы Воробей!
Пускай вы даже две звезды, известные везде,—
Не выносите из избы, держите все в избе!
Пускай он трижды Воробей, но все ж таки не враг.
У нас две трети всех семей живут примерно так.

Итак, развелся Джонни Депп с Ванессой Паради.
Везде бесчинствует Госдеп, куда ни погляди.
[Ему стабильность не мила, он ценит произвол.
Пятнадцать лет семья жила — и ту, подлец, развел!]
У нас в России большинство бежит подобных тем.
Мы если выберем кого, то это насовсем».


[аплодисменты] Спасибо. Ещё да, спрашивайте-спрашивайте. Да, чего, маленький беленький, давай.

[реплика из зала:]
— Интересно, можно ли Джека Воробья назвать зомби? Можно его назвать зомби?

[Дмитрий Быков:]
— Зомби это персонаж какой религии?

[реплика из зала:]
— Вуду.

[Дмитрий Быков:]
— Вуду. Нельзя поэтому. Вуду это не христианская религия. В которой нет чего главного, того, что есть в Христианстве?

[реплика из зала:]
— Спасения.

[Дмитрий Быков:]
— Спасения. А именно мо-ра-ли. Конечно. Не всякого ожившего мертвеца, понимаете, можно назвать зомби. А только того, у которого что?

[реплика из зала:]
— Нет души.

ПКМ 1. Фото.


[Дмитрий Быков:]
— Нет души. У Джека Воробья во втором фильме, как мы узнаём, души тоже нет. Но уже в третьем они эту глупость благополучно забыли, потому что в глазах Джонни Деппа душа светится, понимаете? Как сказал когда-то Олегу Видову один из режиссёров: «Парень, я не возьму тебя на роль злодея. Тебя камера любит». И вот его камера любит. Он появляется и видно — это не злодей. Ну вот хоть ты тресни.

Понимаете, я расскажу вам одну штуку, хотя чего вас совсем грузить… Вот в древнем Вавилоне определённая категория рабов стоила очень дорого. Это раб, который называется миктум. И вот все трактуют эти кодексы Вавилона и пытаются понять, кто такой миктум. То ли это самый умелый раб, то ли это самый послушный раб. Вот есть такая версия, что миктум это особая категория людей. Когда он появляется в деле, дело начинает крутиться. И вот, понимаете, Джонни Депп это классический миктум. Он появляется где-то и всё начинает работать. Самый известный фильм Джонни Деппа, это, конечно, «Мертвец» [Jim Jarmush «Dead Man», 1995] работы Джима Джармуша. Вербински сам говорил, что на него эта картина подсознательно повлияла глубже всего — «Dead Man». Вот это я вам очень рекомендую. Если есть среди вас действительно киноманы, любители кино, то сегодня же посмотрите «Мертвеца». Это такая очаровательная картина, я так её люблю. Вы поймёте из чего вырос весь Алексей Балабанов. Совершенно гениальное кино. Просто в каждом кадре гениальное. Оно такое страшное, таинственное, томительное, загадочное… Тоже там индеец. Оно смешное жутко. Ну это величайший фильм Джармуша.

И вот Джонни Депп, он такой. Он появился и мир вокруг него закрутился, понимаете? Настоящий актёр это кто? Вот определение Константина Райкина: настоящий актёр это тот, кто во время бурного действия (скажем, выяснение отношений) сидит в углу, ничего не говорит и при этом смотрит в пол. А весь зал смотрит только на него. Вот это актёр.

Да, ещё вопросы. Да, чего? Говори.

[реплика из зала:]
— В общем Депп играет отлично маньяков в фильме «Суини Тодд» [Tim Burton «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street», 2007]. Там у него…

[Дмитрий Быков:]
— Да, замечательная картина.

[реплика из зала:]
— ...ну там вот в общем видно то, что он маньяк…

[Дмитрий Быков:]
— Да, первая номинация на «Оскар».

[реплика из зала:]
— …хоть он немного привлекателен, но всё равно там души у него нет.

[Дмитрий Быков:]
— А это Бёртонская картина?

[реплика из зала:]
— Да. Это Тим Бёртон.

[Дмитрий Быков:]
— Ну вот, понимаете, в том-то всё и дело, что Бёртон сказочник. И поэтому там нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра, всегда есть шанс. «Руки-ножницы» [Edward Scissorhands, 1990] ведь тоже, знаете, это не очень радостный персонаж. А «Чарли и шоколадная фабрика» [«Charlie and the Chocolate Factory», 2005], помните?

[реплика из зала:]
— Угу.

[Дмитрий Быков:]
— Тоже в общем не ангел. Но это сложная фигура. И даже когда мы... когда он играет маньяка, и даже когда он в «Arizona Dream» [1993] играет довольно противного персонажа, мы всё равно понимаем, что внутри там что-то есть. Ну, понимаете, как в лампе накаливания есть какая-то проволока, которая светится. Вот у Деппа нет однозначного злодея, он вообще не может сыграть плоского персонажа. Я бы не сказал, что он играет чистого маньяка там. Вот единственный фильм, где у него голая отрицательная роль — это «Чёрная месса» [Scott Cooper «Black Mass», 2015]. Но и то, кстати, он получил, как вы помните, приз за лучшее перевоплощение. Потому что мы всё равно не хотим верить, что он такой. Понятно, да?

Да, кто там хотел? Да, пожалуйста.

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— Чего?

[реплика из зала:]
— Про Тима Бёртона и...

[Дмитрий Быков:]
— Вот про Тима Бёртона. Я честно вам скажу, я не люблю Тима Бёртона. Ну это не моё, да? И мне кажется, что это такой же режиссёр, какой Нил Гейман [Neil Gaiman] писатель. Выдумывать человек умеет, а оформлять, доводить до ума, настоящие делать шедевры он не умеет, конечно. Но всё-таки Бёртон лапочка, понимаете? Потому что… Во-первых, потому что толстый, а, во-вторых, потому что сегодня снимать сказки надо обладать определённой храбростью. Вот.

Значит, если всем всё понятно... Нет? Ещё, да? Да можно-можно, говори.

[реплика из зала:]
— Как вы думаете, Джек Воробей, как он умрёт? Чем это закончится?

[Дмитрий Быков:]
— Он уже умер несколько раз.

[реплика из зала:]
— Ну, всё равно же он когда-то должен умереть…

[Дмитрий Быков:]
— Нет. Могу вам сказать. Джек Воробей окажется человеком из будущего. Я абсолютно в этом уверен. Вы помните с чего начинается первая картина? Герои попадают туда из будущего, из парка. Они попаданцы в общем, да? Джек Воробей вернётся в будущее. Кем он здесь окажется, я не знаю. Скорее всего… В «Одиноком рейнджере» кем оказывается индеец в конце?

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

ПКМ 1. Промо.


[Дмитрий Быков:]
— Сотрудником музея, да? Он там играет себя. Работает в зоопарке крокодилом. Так вот Джонни Депп скорее всего… Вот проверьте мой, так сказать, дар к пониманию сюжетных структур. В конце седьмой серии (я уверен, их будет семь) он окажется владельцем бара «Чёрная жемчужина». [смех в зале] Скорее сего так и будет, да?

Всё. Спасибо вам большое.

[реплика из зала:]
— Подождите-подождите!

[Дмитрий Быков:]
— А нет, пожалуйста, я готов, пожалуйста. Что?

[реплика из зала:]
— А почему у Джека Воробья был один патрон?

[Дмитрий Быков:]
— Очень хороший вопрос… Садись-садись. Если вспомнить «Одинокого рейнджера», там тоже одна пуля. Во-первых, потому что это эффектный талисман. Во-вторых, почему последний патрон всегда оставляют для себя? Это такая примета героя. У героя есть один патрон, который он может потратить либо на себя, либо на абсолютного врага. Кстати, мы никогда не знаем, как Джонни Депп потратит этот последний патрон. Он может его выкинуть, может застрелиться, может застрелить кого-угодно, а может, как вы помните, в «Одиноком рейнджере» вообще подарить его мальчику. Так что это… Это удобный артефакт. С большим ореолом значений.

Да, чего?

[реплика из зала:]
— Я хотела спросить про одну книгу, которую вы могли бы порекомендовать человеку, который никогда ничего не читал, кроме «Гарри Поттера»… Ну, там лет 18, допустим, ему.

[Дмитрий Быков:]
— «12 стульев».

[реплика из зала:]
— Нет.

[Дмитрий Быков:]
— Почему?

[реплика из зала:]
— И у него начинают возникать вопросы про любовь, про смерть. Ну вот эти основные вопросы.

[Дмитрий Быков:]
— «Уленшпигель» [Charles De Coster «La Légende et les Aventures héroïques, joyeuses et glorieuses d'Ulenspiegel et de Lamme Goedzak au pays de Flandres et ailleurs», 1867].

[реплика из зала:]
— Что ему читать?

[Дмитрий Быков:]
— «Уленшпигель». Единственная книга… лучшая европейская книга, единственная книга, в которой содержатся ответы на все вопросы. Лучший вообще европейский роман XIX-го века. Лучше «Войны и мира» [Лев Толстой, 1863–1869], хотя уж лучше «Войны и мира» ничего не может быть. Есть люди среди вас, которые читали «Уленшпигеля»? Нет? Ребята, «Уленшпигель» очень сложная книга, в ней 5 частей. Но вот лучше этого я не читал ничего. Только запомните, вот это очень важно. Перевод Любимова мы не читаем. Мы читаем перевод Горнфельда. Он несколько раз переиздан. Но если кто-то молодец — читает по-французски, прочтите в оригинале.

Шарль де Костер, который бедняга прожил всего 51 год и умер, кстати, в бедности. И книгу его стали знать через 20 лет после смерти. Но при жизни все понимали, что гений. Это величайший писатель, который жил в XIX-м веке. Вот что хотите делайте, но «Уленшпигель» («Легенда об Уленшпигеле») это книга, она, конечно, не дотягивает до Библии, но в мировой нарратологии, в мировом искусстве повествования она где-то рядом. И я вам честно скажу, что ничего более страшного, весёлого, более слёзного я не читал, чем «Уленшпигель». Я прочёл его в 7 лет, и потом я мать прошу: «Мать, принеси мне хоть что-нибудь похожее». Она сказала: «Ничего похожего в мире нет».

И пока она не нарыла мне чудом «Кейс адмирала тюльпанов» [Константин Сергиенко «Кеес Адмирал Тюльпанов», 1975] (другую книжку о Нидерландской революции), мне всё касалось пресным. Кстати, если кто-то не читал ещё, то романы Константина Сергиенко и в первую очередь «Кеес Адмирала Тюльпанов», вот это для того, кто никогда ничего не читал. Понимаете, это наш русский «Гарри Поттер» и в некоторых отношениях лучше. Всё, что написал Сергиенко, включая романы о современных школьниках, это высочайший класс. Два было великих писателя — близких друга — Юрий Коваль и Константин Сергиенко.

Но если кто-то ещё не читал «Уленшпигеля» и у кого-то реально крепкие нервы (это не для слабонервных книга, конечно). Очень жестокий роман. Но если у кого-то крепкие нервы и кто-то прилично спит по ночам, то читайте «Уленшпигеля» — подряд, начиная с первой книги до пятой, где ищут семерых. А если кто-то догадается, кто такие семеро и почему их ищут, ну, считайте он постиг все тайны мира. Очень трудная, загадочная, гностическая, серьёзная книга. Евангелие XIX-го века. Уленшпигель это и есть Джек Воробей в общем. Помните, когда король говорит, что он его повесит, если только Уленшпигель не выдумает просьбы, которую король не мог бы исполнить. Какую просьбу выдумал Уленшпигель?

[реплика из зала:]
— Поцеловать в уста…

[Дмитрий Быков:]
— «Поцеловать меня в те уста, которыми я не говорю по-фламандски» [«Прошу ваше величество, прежде чем я буду повешен, приблизиться ко мне и поцеловать в те уста, которыми я не говорю по-фламандски»]. Помните? [смеётся] После этого король рассмеялся… Куда он должен был его поцеловать? В попу, в попу. Это не было исполнено. А этот эпизод, этот «Соси, Иегу!» Ну я не буду вам это рассказывать. Действительно гениальная история. Но «Уленшпигель» это моя самая большая любовь во всей мировой литературе.

На этом всё-таки пока я не охрип… Нет, хорошо, валяй.

[реплика из зала:]
— [нрзб.]

[Дмитрий Быков:]
— «Муми-тролли» [Mumintroll, 1945–1970] это самая лучшая детская книжка XX-го века, потому что лучшие детские книжки писали в уютной Скандинавии. И это две великих саги. Одна про летающую галлюцинацию ребёнка. Это…

[реплика из зала:]
— «Карлсон» [Astrid Lindgren «Lillebror och Karlsson på taket», 1955; «Karlsson på taket flyger igen», 1962; «Karlsson på taket smyger igen», 1968].

[Дмитрий Быков:]
— «Карлсон». Почему Карлсон галлюцинация?

[реплика из зала:]
— Невозможно…

[Дмитрий Быков:]
— Невозможно, конечно. Он бы летал… Во-первых, у него были бы лопасти семиметровой величины. А, во-вторых, он мог бы летать только попой вперёд. Почему? У него нет стабилизирующего винта, да? Вот. Это миф о галлюцинации, миф о демоне XX-го века. Демон, который прилетает к Малышу. И вторая — это книга о Муми-троллях. Я ужасно горжусь тем, что я однажды с Туве Янссон [Tove Jansson] выпивал. Видите, какой я удивительный человек. Спасибо. Пока. [аплодисменты]

Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 1. >>
Стенограмма лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Часть 2. >>

ПКМ 1. Промо.



Видео лекции Дмитрия Быкова «Капитан Джек Воробей». Файл из Облака Mail.Ru >>
Tags: pirates of the caribbean, sparrow, статьи
Subscribe

Posts from This Journal “статьи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments