Ирина Кабанова (Irina Kabanova) (66sean99) wrote,
Ирина Кабанова (Irina Kabanova)
66sean99

Categories:

Бухта погибших кораблей.

Корабли, погребённые под улицами Сан-Франциско.

Думаю не каждый знает, что часть Сан-Франциско, которая сейчас является его финансовым центром, когда-то была морским заливом. Теперь на этом месте стоят здания, проложено метро. Каждый день тысячи пассажиров на подземных трассах метро в Сан-Франциско проходят сквозь корпус корабля 19-го века, не зная об этом. Точно так же тысячи пешеходов ходят поверх десятков старых кораблей, погребённых под улицами финансового района города.

Под улицами финансового района Сан-Франциско лежат останки десятков парусных судов, которые когда-то
привозили людей в Сан-Франциско во время золотой лихорадки середины XIX века. Эти корабли швартовались вблизи маленькой мексиканской деревней под названием Ерба Буэна. В те ранние дни воды залива Сан-Франциско доходили до того места, где сейчас находится Монтгомери-стрит - место знаковой пирамиды Трансамерики.


Город начал расти, бухта была заполнена кораблями, а центр города строился над ней. Многие из кораблей, которые бросили там якорь, так и остались в бухте. Похороненные корабли Йерба Буэна-Коув от Майкла Уорнера и др. (Морской национальный исторический парк Сан-Франциско, Служба национальных парков )

Когда во время рытья котлована было найдено деревянное судно, полностью засыпанное землей, местные историки начали изучать архивы. Оказалось, что этот корабль найден не в первый раз. О его находке уже писали газеты в начале 20-го века. Вот статья в местной газете The San Francisco call от 11 августа 1912 года в которой описана история строительства здания над этим судном.





В 1872 году на этом месте (адрес: Сан-Франциско, 595 Sansome Street) сносили отель Niantic и на глубине 7 метров от поверхности земли был обнаружен деревянный остов судна. Его длина составляла 36 метров. Нижняя часть покрыта медью. 3 мая 1851 года был сильный пожар, в котором пострадали многие суда. Это судно тоже пострадало и сгорело до ватерлинии. Потом оно было засыпано и над ним построили каменное здание. После землетрясения 1906 года остатки корабля снова были обнаружены. Но их не тронули и снова построили над ним дом. Останки судна были преданы забвению пока их "снова" не обнаружили в 1978 году.

Но это не единственная находка. В 1890 году был обнаружен корабль на том месте, где сегодня построен отель Чикаго. А в 1921 году, при рытье котлована под строительство здания Федерального резервного банка, был обнаружен корабль Euphemia. Он находился на глубине 8 метров. Когда - то он служил первой тюрьмой Сан-Франциско. В газетной статье того времени посвящённой этой находке, было написано, что в этом районе было обнаружено много засыпанных кораблей. В 1925 году, на углу улиц Sacramento и Battery, было обнаружено судно Apollo. Его длина составляла 37 метров. В газетной статье описывались предметы найденные тогда:

...Среди гниющих пород были монеты 1840 года, американская копейка 1825 года, британская копейка 1797 года, трубы, большой самородок, секстант , корабельные фитинги и куски, которые радуют тех, кто любит редкие вещи.


Это одна из пяти панелей в панорамном дагерротипе, снятая Уильямом Шелом примерно в 1852 году. На переднем плане Ринкон-Пойнт, южный конец бухты. Фото любезно предоставлено Национальным музеем американской истории.

В 1967 году, в районе засыпанных кораблей, началось строительство метро. Вот что писали тогда газеты:

...раскопки в метро были богаты погребенными кораблями и другими памятными вещами, показав увлекательный облик Сан-Франциско 19 века, когда засыпанные сегодня части улиц Market Street and the Embarcadero были все еще открытой гаванью.




Сан-Франциско в 1851 году в разгар Калифорнийской золотой лихорадки.

В конце апреля 1978 года во время раскопок на площади Леви были обнаружены остатки корпуса неизвестного судна. Судно оценивалось примерно 30 метров в длину и 9 метров в ширину. Историки предположили, что этим кораблём мог быть Palmyra, либо William Gray. Археологические раскопки, частично финансируемые Леви Штраусом, были проведены в конце 1979 года и в начале 1980 года. Хотя планы были сделаны для посещения корабля посетителя, они так и не материализовались, и она все еще лежит под площадью.

В 1980 году, у подножия пересадочной станции метро Кинг-Стрит, было обнаружено китобойное судно Lydia. Странно, что в засыпанном корпусе было найдено 24 бутылки высококлассного имбирного пива выпуска до 1906 года. Зачем их надо было закапывать?

В 1994 году проходчики метро прошли сквозь корпус судна, которое было длинной не менее 60 метров. Оно располагалось недалеко от паромного терминала Ferry Building.




В сентябре 2001 года, во время строительства 11-ти этажного отеля, было обнаружено судно "Генерал Харрисон". Его не стали откапывать. Сегодня, на тротуаре над местом где покоится корабль, начертаны его контуры.

Можно констатировать, что во время строительства того или иного объекта, строители обязательно натыкались и продолжают натыкаться на останки засыпанных кораблей. Сегодня существует карта с отмеченными находками, которая постоянно пополняется. На ней пунктиром отмечена бывшая береговая линия.




Но как же все они попали под землю?
Во времена Золотой Лихорадки 1849–1850 годов, не было железных дорог, самолётов или автомобилей. Самым быстрым средством передвижения к первой стоянке золотых приисков Сан Франциско, являлись лодки и корабли. К лету 1850 года более пятисот кораблей были зарегистрированы в бухте Йерба Буэна. После их прибытия они были брошены своими экипажами, так как главной целью было золотоискание, иными словами это был билет в один конец практически для всех прибывших кораблей. Множество кораблей, прибывшие первыми, так и не смогли уже выйти обратно в океан. Выход из бухты им перекрыли суда, которые были в таком плохом состоянии, что использовать их было уже опасно. У других кораблей не было достаточно экипажа, так как моряки пытались добыть золото на приисках, искали свою удачу. Золотая лихорадка была настолько высокой, что моряки, когда суда входили в порт, прыгали с корабля до падения якоря, а паруса были ещё подняты. В разгар золотой лихорадки в гавани находилось от пятисот до тысячи кораблей. Корабли оставались заброшенными, даже без охраны. В то время Сан-Франциско был небольшим городком и места стало не хватать. Тогда было принято решение расширить территорию за счет скопления этих кораблей.




Большинство кораблей оставались гнить, другие были использованы для салунов, продуктовых магазинов, гостиниц, офисов, банков, церквей или даже тюрем. А были и такие, которые намеренно затапливались или же разбирались по частям на стройматерилы, из–за быстрорастущего спроса на жилища и дома для старателей. Суда стали продаваться на аукционе. Дело в том, что по местным законам владелец корабля становился владельцем участка дна на которое попадало судно в результате затопление. Выигравший лот человек, умышленно топил корабль и засыпал его землей. В результате получался небольшой участок суши на котором можно было построить жильё или гостиницу с кабаком.

Даже появились предприимчивые люди, которые за оплату перетаскивали корабль на нужное место и топили его там.

К 1851 году причалы были продлены и в бухте воздвигнулись многочисленные здания, на близлежащих сваях. Затем в ночь на 3 мая 1851 года вспыхнул массовый пожар затронувший почти весь город. Многие корабли сгорели в пламени или затонули в бухте. Когда через несколько дней пожар был потушен, то набережная предстала полем с беспорядочно тлеющей древесиной.

В течении следующих двух десятилетий Йерба Буэна была заполнена песком с близлежащих холмов от района Даунтауна. Дома и целые кварталы формировались на палубах кораблей. В результате территория города существенно увеличилась и современные жители города порой даже не подозревают, что ходят по местам где, когда - то, был океанский залив. Но корабли продолжают появляться и напоминать о себе всякий раз, когда кладут новый фундамент или вырывают туннель.

Самым известным примером является китобойный корабль Niantic. В 1849 году он был специально посажен на мель и использовался как склад и гостиница. В течение нескольких лет Niantic был заметной достопримечательностью в быстро развивающемся городе, пока не был уничтожен пожарами 1850-1852 годов.


Niantic вблизи Кантон.


Отель Niantic в 1850 году.


В 1990-х годах, когда город решил построить новый легкий железнодорожный тоннель под Эмбаркадеро, рабочие обнаружили корабль по имени Рим . Судно было настолько огромным, что пришлось пробираться сквозь него. По оценкам, под улицами по-прежнему находятся от 40 до 70 кораблей.


Коллаж, изображающий корабли, сложенные в бухту Йерба Буэна Сатти, из
«Видения Фриско» под редакцией Вальтера Медейроса, Regent Press 2007.


Tags: история, история мореплавания
Subscribe

Posts from This Journal “история мореплавания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments